«Отель «Гранд Будапешт»: Люди, годы и народы ****
Фильм-открытия 64-го Берлинского кинофестиваля «Отель «Гранд Будапешт» режиссера Уэса Андерсона представили на пресс-показе в московском кинотеатре «Горизонт» 4 марта 2014 года.
История почтенного и очень одинокого с виду владельца отеля «Гранд Будапешт» господина Мустафы (Ф. Мюррэй Абрахам) поведана им самим за ужином молодому писателю (Джуд Лоу). На склоне лет этот писатель (Том Уилкинсон) пересказывает ее нам, зрителям, искусно объединяя три периода: свою молодость, молодость Мустафы и современность. 99-минутный фильм поделен на пять частей, которые намеренно подчеркнуты заставками, как книжные главы. Уже по тому, как дотошно проработаны эти заставки, можно понять – утонченный сказочник Уэс Андерсон остался верен себе.
Идет условный 1932 год. Маленькая, но гордая и отсутствующая на картах республика Зубровка находится на пороге большой войны. Шикарный отель «Гранд Будапешт» доживает последние дни при старых порядках, но спокойная жизнь бессменного управляющего мсье Густава уже нарушена. Прежде всего, потому, что на работу без его ведома приняли совершенно зеленого консьержа Зеро, который, при всей своей неопытности и наивности, очень сообразителен. Мир мсье Густава зиждется на любви к порядку, поэзии и поклонницам из числа богатых постоялиц отеля, среди которых есть мадам Ди (Тильда Суинтон). После внезапной смерти она не менее внезапно оставляет управляющему наследство, из-за которого начинается небывалая кутерьма.
Стоит отметить совершенно литературный образ рассказчика на фоне смены действий (подобно герою Боба Бэлабана в «Королевстве полной луны» или голосу невидимого Алека Болдуина в «Семейке Тененбаум»), который просто необходим зрителю, чтобы не запутаться в хитросплетениях сюжета. Благодаря операторской работе, виртуозному панорамированию и тщательно спланированным динамичным сценам полтора часа пролетают, будто это буктрейлер к сборнику новелл Стефана Цвейга (источником вдохновения для Уэса Андерсона действительно послужили рассказы и мемуары известного австрийского писателя). Фильм заканчивается настолько быстро, что не успеваешь оценить изобретательность режиссера и его давнего партнера, оператора-постановщика Роберта Йоумена. Они экспериментировали с разными соотношениями сторон экрана, а основную часть фильма снимали в формате 1,37, типичном для кинематографа 1930-х годов. На самом драматическом моменте изображение и вовсе становится черно-белым (подобный ход уже использовал Мишель Гондри в «Пене дней», фильм которого «выцветал» по мере того, как мрачнел сюжет).
Бодрые пассажи русской народной песни «Светит месяц», записанной композитором Александром Депла с московскими музыкантами в Париже, заставят задержаться в зале даже после фильма, во время титров. У российских зрителей это не может не вызвать национальную гордость, даже если 99% из них не слышали балалаек вживую.
Возьмись за такой сюжет кто угодно, кроме Уэса Андерсона, фильм показался бы сущей скукой для молодежи, которая разучилась читать и смеется только при слове «педик». Высоколобые критики увидели бы в «Отеле «Гранд Будапешт» лубочную стилизацию под чехословацкую «новую волну» и неоправданно большое количество деталей. И были бы правы, если бы не безупречная сыгранность актерского состава (Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди, Эдвард Нортон не в первый раз встречаются на съемочной площадке), мастерство дебютанта на большом экране Тони Револори и самобытный талант режиссера, который смог соединить все это в единое целое.
«Отель «Гранд Будапешт» впечатляет даже стилистической продуманностью диалогов. Речь каждого героя сообразна его натуре. «Сержусь ли я на Сержа?» - рефлексирует немытый мсье Густав, возлегая на верхней полке вагона третьего класса, сохраняя изящество даже в робе. «Глянем?» - любопытствует простодушный Зеро, предопределяя все те перипетии, в которые зрителю еще только предстоит вникнуть.
Лучший способ оценить замысел режиссера Уэса Андерсона – это заранее знать, к какой фантасмагории себя готовить. Полицейские здесь ходят в каракулевых пальто, адвокаты скрываются от наемных убийц в музеях, офицеры при каждом удобном случае устраивают перестрелки, а управляющие отелей всего мира состоят в тайном обществе, кстати и некстати декламируют стихи из сборников романтической поэзии и опрыскивают друг друга изысканным парфюмом.
А еще здесь умеют дружить и любить так, как почти разучились по эту сторону экрана.
Полина Морозова, InterMedia