Диана Арбенина: «Искусство — это приношение себя в жертву во имя катарсиса и потому что иного пути не придумано»

О ВЫСТУПЛЕНИИ НА ФЕСТИВАЛЕ SLOVO В ЛОНДОНЕ

— Да, для меня явилось приятной неожиданностью приглашение в Англию. Творчество не имеет границ, стихи хотят слушать. Не читать, а именно слушать. И день был чудесен, начиная от неожиданной апрельской погоды 8 марта, заканчивая вечером, когда я вышла на сцену и читала из «Спринтера» (новая книга Дианы Арбениной. - Прим. ред.), плюс немного пела. Наши русские англичане - и не только русские, кстати сказать, - абсолютно неформально относятся к этому фестивалю, и все находится во взаимодействии сторон. Душой и вдохновителем фестиваля является Светлана Аджибей. Если бы не ее начинания, Лондон не увидел бы Михаила Шишкина, Захара Прилепина, Михаила Эпштейна и многих других знаковых людей нашего века.

О НОВОЙ КНИГЕ «СПРИНТЕР»

— Это первая ласточка двухтомника к 20-летию творческой деятельности. Во втором томе (который, я надеюсь, увидит свет в 2014 году) будет исключительно музыка, то есть тексты песен. В первом же - только стихи и рассказы. Это книга о любви и смерти, так же смертельно-любовно поданная. В ней продуманно все, начиная от закладки и фотографий, рецензий, меток к каждому стихотворению до каркаса – контента, которым я занималась сама. Удачная работа.

Я не выверяю градус своих произведений. Пишу и все. Точнее, записываю то, что мне диктуется свыше. Все, что нужно сделать в момент письма, - быть максимально честной перед собой. И кропотливой. Слово капризно и, бывает, упрямится. Если угодно, я вываливаю себя на лист бумаги. Не заботясь о том, что обо мне скажут. А как по-другому?

ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЕТ?

— Сейчас «Ярость» Салмана Рушди. До него - Вирджиния Вульф. До нее - Борхес. До него - Майкл Каннингем. Хочу уйти на время в западную классику. Пришло время вспомнить студенческие годы на инязе, когда сметалось все и в бешеном количестве. Жаль, что сейчас не могу так много и запойно читать. Просто нет такого огромного времени. Но кое-что успеваю (улыбается).

ОБ ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ К КНИГЕ

— У нормальных людей все осталось практически без изменений. Книга не сдалась. И ее ничто не сможет заменить. Помилуйте, новенький ридер никто никогда не станет НЮХАТЬ, наслаждаясь запахом тайны. В новенький томик Цветаевой грешно не спрятать лицо. Те же, кто не читают, не имеют такой привычки – им, по большому счету, все равно. Все гаджеты - однодневки.

<...> Я полагаю, книга навсегда вне конкуренции. Она была, есть и будет на пьедестале. Держа в руках книгу, мы чувствуем живое, плоть. Книга во все время останется единственно живой и, более того, животворной.

О ЖЕЛАНИИ ВЫСТУПАТЬ СОЛЬНО

— Это способ осознать себя в мире искусства. Что я - именно я, а не группа людей, объединенных общей идеей и названием, - могу дать людям. Есть ли мне что сказать? Оказывается, есть. И сегодня «Снайперы» существуют и в электрическом концерте, и в таком вот сольном, как это будет у нас с вами 21-го марта, и, слава богу, мы наконец возобновили акустику полным составом. Чему я рада чрезвычайно.

ЧТО ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

— Приношение себя в жертву во имя катарсиса и потому что иного пути не придумано.

ОБ УЧАСТИИ В АКЦИИ «ЧАС ЗЕМЛИ»

— Я уже давно учу детей выключать свет и беречь энергию. Это важно. Мне кажется все же, что природные ресурсы, увы, исчерпаемы, и нам всем стоило бы задуматься над тем, как их талантливо использовать, чтобы хватило еще и еще, и еще. Ведь глупо вести себя расточительно и гадко, зная, что из-за этого будет страдать твой внук или правнук твоей дочери.  29 марта мы выключим свет и будем рассказывать сказки. Будет чудесно. Дети запомнят этот вечер надолго.

КАК СБЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ?

— Не гадить. Не ломать. Не сорить. Не бросать. Уважать себя, одним словом. Как обидно: едешь по Швейцарии – травка, цветочки, чисто, хоть белым платочком протирай асфальт. У нас же - помойка! Мы живем недалеко от Арбата, и, казалось бы, легендарная улица Москвы, а смотришь по сторонам - и становится дурно. Окурки, банки, бутылки, пакеты, объедки. Стыдоба!

Многим и многим мальчикам и девочкам просто никто вовремя не рассказал, что сорить дурно и давайте-ка выключим свет и целый час будем играть в палатку и светить фанариком. У него нет родителей, и один воспитатель, как бы ни был хорош, маму не заменит. Обездоленные дети зачастую вырастают трудными жестокими людьми. Это страшно. И в этом корень всех бед. Им не привили главных моральных установок.

О СОРОКАЛЕТИИ

— Не верю и не чувствую (смеется). Я будто вчера родилась. Ну, не вчера, конечно, но года четыре назад. Не больше.

У меня нет комплексов женщин, смертельно боящихся морщин и старости как таковой. Для того чтобы быть молодой и счастливой, нужно просто хоть немного заботиться о здоровье. Кроме того, история знает примеры веселых жизнерадостных старушек и 20-летних грымз (заливается смехом).

О ПРИОРИТЕТАХ В ЖИЗНИ

— Радоваться и видеть, как смеются мои дети.

(Александр Катеруша, «Комсомольская правда», 13.03.14)

Последние новости