Рома Кенга - «On/Off» ***
2014 Universal Music Russia
В 2010 году мы беседовали под диктофон с главой Universal Music Russia Дмитрием Конновым, и я задал вопрос: «А зачем вам в каталоге Рома Кенга?» Ответ Димы был весьма подробным. Он рассказал, что для локального рынка компания искала «проекты, которые, с одной стороны, соответствовали бы рынку, с другой – немножечко бы его опережали, то есть были бы либо остромодными, либо немножечко эстетскими». В процессе этих поисков на «майспейсе» был найден один трек Ромы, которого решили продвигать как эстетский проект («в костюме и с англоязычным репертуаром»). Правда, тут начался экономический кризис 2008 года, и этот образ начисто потерял свою актуальность.
- Поняв, что новый кризис – надолго, а проект мы бросать не хотим, пришлось отойти от эстетской истории и сделать танцевальную, - рассказал г-н Коннов. - Все Ромины песни попали в Тор100 «Топхита», хотя первый сингл «Новые моря» прошел не так удачно, как хотелось. Но главное для нас – что артист поехал, у него начались гастроли. В проекте, ориентированном на русский рынок, важны ротации, присутствие в прессе и концерты. Все это сейчас есть, надеюсь, что дальше будет еще лучше.
Специально поднял это старое интервью, потому что за четыре года ситуация с Ромой Кенгой стала не настолько лучше, как хотелось его издателю. Музыкант вроде бы всё время где-то рядом, но не в лидерской обойме. Песни его на народные уши почти не ложатся - если, конечно, это не ремейки группы ABBA. При этом, когда образцы Роминого творчества где-то попадаются - они не вызывают желания куда-то переключить: его музыка мила, в меру танцевальна, интеллигентна. Точно такое же ощущение оставляет и только что выпущенный двойной сборник, где англоязычные треки (их больше) собраны под обложкой с названием «On», а русскоязычные - под названием «Off». Надо будет спросить при случае, почему нерусские песни соответствуют кнопке «вкл.», а русские - «выкл.», нет ли в этом тайной русофобии.
Это, собственно к вопросу о том, что изменилось в музыке Ромы Кенги за четыре года. Мало что: более эстетской она не стала, как не стала и более доступной широким массам слушателей. Рома поднаторел в создании качественного фона, под который можно при случае и зажечь (но без фанатизма) в хорошей компании. Однако то, что в 2010-м ещё выглядело аккуратной танцевалочкой, сегодня смотрится абсолютно эстетским, несоответствующим сути времени продуктом, бесконечно далёким от «народных хит-парадов» и предназначенным скорее для прослушивания в узком кругу.
Если же в этот узкий круг ворвётся какой-нибудь казачий патруль с претензией о непатриотичности репертуара, нужно быстро заменить диск «On» на «Off» и предъявить песни на русском языке. Но вот беда: они у Ромы Кенги выглядят как не вполне убедительный компромисс. Слишком фирменно звучат, не по-нашему, хотя язык вроде русский. И что это за названия - «Белоснежка», «Танцуй в последний раз», «Поступательные движения»? Проще надо быть, Роман!
Алексей Мажаев, InterMedia