«Сплин» - «Резонанс, часть 1» ****
2014, Navigator Records
Полтора года назад Александр Васильев выпустил альбом «Обман зрения» и был настроен по отношению к окружающей действительности довольно мрачно. Это, кстати, было слышно и в пластинке. Сейчас действительность внушает неравнодушным людям куда больше ужаса, но Васильев как крупный художник нашёл творческий способ это игнорировать: «Сплин» записал диск, в котором нет никаких намёков на современные обстоятельства. «Резонанс» не обошёлся без типичных васильевских композиторско-поэтических приёмов, но при этом звучит не совсем по-«сплиновски»: очевидно, размышления на вечные темы поневоле расширили творческую и эмоциональную палитру группы. Если судить по этому альбому, жизнь в целом неплохая вещь, а Александр даже в некоторых песнях пытается шутить - правда, юмор его тонок на грани распознавания.
Пластинка открывается песней «Праздник», где вокал Васильева звучит нетипично бодро, а аранжировка ближе не к русскому року, а к альтернативной музыке. «Ай лов ю!» - поток сознания на тему любви: «Любовь ненавидит любые границы, любви параллельно, где наши, где фрицы» и т.д. Из этого можно было сделать крутой рэп, но то, что фразы не проговариваются, а пропеваются, тоже по-своему круто. Припева нет: его заменяет издевательский слоган «Ай лов ю!» и разнузданные кабацкие партии струнных.
«Старый дом» - вроде бы типичный «сплиновский» нервяк, но тема и сюжет позаимствованы у «Короля и шута». Разумеется, Александр Васильев использовал совершенно иные краски, чем Михаил Горшенёв. «Мороз по коже» выходил отдельным синглом и пока может считаться самым раскрученным треком альбома - рефрен со струнными вы еще не раз переслушаете с удовольствием.
«Мысль» - почти бардовская по аккомпанементу и по сути, если подразумевать под сутью авторской песни серьёзную работу со словом. А вот «Есть кто-нибудь живой?» - полная противоположность предыдущей композиции: громкая и отрывистая вещь, которая, не исключено, лучше бы смотрелась в инструментальном виде. «Рай в шалаше» - отличная меланхоличная песня, способная подвинуть с пьедестала «Мороз по коже».
Во «Всё наоборот» Васильев в полном соответствии с заветами своих кумиров из «Монти Пайтона» переворачивает замечтавшихся слушателей с ног на голову. Песня представляет собой полутораминутное повторение единственной фразы «всё в мире наоборот». Можно было бы написать, что у музыканта сдали нервы - но нет: он как раз очень спокойно констатирует внезапную «наоборотность». И настроение действительно меняется: следующий трек «Помолчим немного» - загрузочный речитатив, не оставляющий никакого света в конце тоннеля.
После этого следует песня с совершенно «несплиновским» названием «Пусть играет музыка!»; при этом она звучит как типичная «сплиновская» баллада. Её сменяют монотонно грозный «Горизонт событий», взволнованная «Среди зимы» и самый длинный в трек-листе «Дверной глазок» с продолжительной spoken word-вставкой. Завершает пластинку заметная вещь «Подводная песня», которая тоже имеет шансы на попадание в грядущие сборники лучших композиций группы «Сплин».
Алексей Мажаев, InterMedia