Даррен Аронофски: «Библейские сюжеты интересны тем, что в них действуют исконные супергерои»

ОБ ИНТЕРЕСЕ К ЛЕГЕНДЕ О НОЕ

— Забавная вещь: все началось со стихотворения, которое я написал, когда мне было 13 лет. У меня была невероятная учительница английского, и однажды она придумала такое задание — все должны были написать по стихотворению о мире. У меня получился текст о Ное, я даже не знаю, как так вышло. Недавно я нашел листок со стихотворением, когда возился у себя в подвале. Наткнулся на текст и думаю — «О, а ведь это, возможно, ценная штука!»

Я вообще думаю, что это один из величайших сюжетов в истории человечества. Он знаком представителям трех основных религий — иудаизма, ислама и христианства. Во многих других культурах также есть истории о потопе. В общем-то, раньше эту легенду не экранизировали только из-за технических трудностей — там же все строится на чудесах. Скажем, до 1990-х и представить было нельзя, что такое можно как-то отразить на большом экране. Теперь же у меня есть такая возможность.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РАССЕЛОМ КРОУ

— Рассел — великолепный актер. И очень умный. Всем, кто работает с ним, приходится соответствовать, так как он не терпит дураков. Мне показалось, что когда мы только начинали, он понял, что имеет дело с настоящими кинематографистами. То есть ему не приходилось нервничать из-за того, что мы что-то делаем неправильно, и он начал уважать нас как профессионалов. И я вам скажу, уважение этого человека нужно заслужить. На ваши прошлые заслуги он не обращает внимания.

ОБ ОДЕРЖИМЫХ ПЕРСОНАЖАХ

— Честно говоря, я не могу объяснить, чем именно они меня привлекают. Есть у них какие-то свойства, которые способны меня расшевелить. Наверно, чтобы определить, в чем именно секрет, мне придется посетить психотерапевта. (Смеется.)

О РЭЕ УИНСТОНЕ

— Представьте себе ситуацию: вы выбрали на главную роль Рассела Кроу, и теперь вам нужен антагонист. Но на нашей планете не так-то много актеров, которые могут на экране надрать Расселу задницу так, чтобы зрители поверили. Мы долго искали подходящего кандидата, и наконец остановились на Рэе Уинстоне. Я посмотрел на него и решил: «Да, этот парень справится с Расселом. Или по крайней мере не сдастся без боя».

ОБ ОСТАЛЬНЫХ АКТЕРАХ В ФИЛЬМЕ

— О Логане я вообще ничего не знал, но на первой же личной встрече он произвел на меня очень сильное впечатление. Я был потрясен. Кандидата на роль я представлял не совсем таким, как он, но Логан был настолько хорош, что я согласился. Что касается Эммы, то фильмы о Гарри Поттере я, если честно, пропустил. Я сам для них староват, а мой ребенок маловат. Встреча с ней тоже стала своего рода сюрпризом. Ее не было в составленном мною списке претенденток — но после разговора со мной роль досталась именно ей. Одного разговора хватило, на ее прошлые роли я не ориентировался.

О «РЕКВИЕМЕ ПО МЕЧТЕ»

— Интересно, что все это было еще до всплеска популярности социальных сетей, так что понять, какой именно была реакция аудитории, было не так-то просто. Ну да, я встречал каких-то людей, которым кино понравилось, но цельная картина из этого не складывалась.

Потом фильм вышел в американский прокат и заработал три миллиона долларов, пустяк по современным меркам. А теперь с кем бы я ни разговаривал — все видели «Реквием по мечте», включая детей. Это удивительное ощущение. Знаете, в юности я мечтал снять «Таксиста». Ну, не совсем его, а фильм, который вдохновил бы молодежь пойти учиться на кинематографистов.

О ПЕРСОНАЖЕ ЭНТОНИ ХОПКИНСА

— Это вы еще фильм целиком не видели! Он чертовски хорош. При этом определиться с выбором было не так-то просто — все-таки я искал человека на роль старейшего жителя Земли. В какой-то момент я даже задумывался о том, что роль стоит отдать пожилой женщине. Но потом появился Тони Хопкинс, и сомнения рассеялись. Я понял, каким должен быть персонаж — не просто старцем, но еще и великим воином.

О СЪЕМКАХ В ИСЛАНДИИ

— Я побывал в Исландии еще во времена фильма «Пи», то есть годы назад, и буквально влюбился в эту страну. У меня там появились друзья, так что позже я еще туда наведывался. И вот лет пять назад во время очередного визита в Исландию я ездил по стране на автомобиле и размышлял о «Ное» — и у меня вдруг случилось озарение. У этого региона есть какой-то первобытный дух. Исландия — это молодая земля, особенно если сравнивать, скажем, с Бруклином. (Смеется.) Я тогда подумал: а ведь это отличная идея — снять древнейшую историю в новейшем регионе.

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ КОВЧЕГА

— На его внешний вид повлияли многие факторы, а не только исландская природа. Мы построили ковчег на севере Лонг-Айленда — представьте себе, подходящая территория нашлась именно в Нью-Йорке.

Мы построили как внешнюю оболочку, так и внутренние части ковчега — мне кажется, актеры вообще ценят возможность поработать в самых настоящих декорациях. Не важно, насколько богата твоя фантазия, исполнить роль проще, когда ты стоишь на самых настоящих бревнах, а не перед зеленым экраном. У такого подхода, конечно, есть определенные сложности: понять, как должны выглядеть интерьеры, необходимо еще до начала съемок. Нужно определиться с цветами, текстурами и масштабами. Но и преимущества тоже есть. Неважно, насколько качественна задействованная в вашем фильме компьютерная графика — все равно она не может воспроизвести свет, который отражается от реальных объектов. Не то чтобы я против спецэффектов, с их помощью можно делать невероятные вещи — мы, например, так создавали животных. И все же в настоящих декорациях, которые можно заснять на камеру, есть что-то особенное.

О КРИТИКЕ

— Мне плевать. Привык уже за прошедшие годы. Я снимал «Рестлера» — и люди спрашивали: «Зачем он позвал Микки Рурка в фильм о рестлинге? Он что, совсем с ума сошел?» Потом был «Черный лебедь» — и опять возникли вопросы: «Какого черта он взялся за фильм о балете?» Теперь вот — библейская легенда. Многие опять недовольны, кто-то говорит, что я конъюнктурщик. Это не так! Я берусь за проекты, которые мне интересны, и «Ной» — как раз из таких.

О РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЯХ

— Совершенно не важно, во что верю именно я. Важно мое отношение к тексту — и отношение это уважительное. Я воспринимаю историю Ноя как правдивую, и мне хотелось перенести ее на экраны в первозданном виде. Мои личные убеждения в данном случае роли не играют.

О ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ ДЛЯ КИНО

- Все просто: это отличные сюжеты. Кроме того, в них действуют исконные супергерои.

(lenta.ru/«Централ Партнершип», 26.03.14)

Последние новости