Андрей Макаревич, Ильдар Казаханов - «Андрей и Ильдар в «Машине» ****
2014, Sintez Records
За последние пятнадцать лет неоднократно предпринимались попытки доказать, что песни «Машины времени» - это не только классический русский рок с назидательными социально-философскими текстами. В 2000 году группа «Квартал» представила свои обработки композиций Андрея Макаревича, записанные не без участия автора. Спустя шесть лет сам Андрей Вадимович, вдохновлённый сотрудничеством с «Оркестром креольского танго», записал с ним приджазованные версии своих песен. Вскоре после этого появился проект молдавского дуэта «Парадуш», превратившего вроде бы социальные произведения «Машины времени» в лаунжево-релаксные треки, да ещё и с женским вокалом. Можно также упомянуть о трибьютных изощрениях и записях «Машины» с оркестром Kremlin.
Всего этого, оказывается, мало. Хиты «Машины времени» по-прежнему вдохновляют на творческие поиски. (Заодно, сами того не желая, напоминая клеймящим «национал-предателя» Макаревича, чем он, собственно, матери-истории ценен.) На сей раз за «старинные» песни взялся гитарист «Хоронько-оркестра» Ильдар Казаханов, решивший переиграть некоторые ранние шедевры «МВ» в виде инструментальных произведений для акустической гитары. Музыкант не только уважительно спросил разрешения у Андрея Вадимовича, но и пригласил последнего поиграть с ним. Одна гитара хорошо, а две лучше (а с контрабасом - так и вообще), к тому же участие автора позволило сборнику не превратиться в соревнование беглых пальцев. Главное здесь - душа песен, любовь к музыке и хорошее настроение.
Записывая свои партии в разных городах и пересылая друг другу файлы по интернету, Андрей и Ильдар продемонстрировали на альбоме завидную слаженность и при этом изобретательность. Если у кого-то трек-лист из «Скачек», «Кого ты хотел удивить», «Снега», «Старого корабля», «Марионеток», «Синей птицы», «Картонных крыльев любви», «Нашего дома» и «Поворота» и вызвал поначалу возглас «сколько можно?!», то прослушивание пластинки доходчиво объясняет, что при должном креативном подходе потенциала этих песен хватит ещё не на один творческий эксперимент. Казаханов, сохранив мелодические фабулы произведений, в остальном обошёлся без излишнего пиетета к оригиналам, причём автор ему совершенно не препятствовал. Когда, например, вы в последний раз слышали меланхоличные версии «Поворота» и «Марионеток»? А теперь услышите.
Вообще большинство номеров здесь выстроено по законам джазовой импровизации, в которой фантазия уносит исполнителей в разные миры и жанры и лишь иногда возвращает к заявленной в заголовке теме. Так в «Скачках» появляются элементы кантри, «Старый корабль» воплощает в себе несколько разных стилей и настроений, «Кого ты хотел удивить» похожа на «секретовский» «Блюз бродячих собак», а мелодия «Синей птицы» абсолютно органично дополняется цитатами из произведений Андрея Петрова и Алексея Рыбникова. В результате альбом можно слушать в качестве красивого и позитивного фона, но в некоторых местах мысленно оказываться в воображаемом изысканном караоке - и подпевать давно заученные слова.
Алексей Мажаев, InterMedia