Александр Митта: «По-моему, современная российская комедия может стать международным брендом»
О СВОЕМ НОВОМ ФИЛЬМЕ «ШАГАЛ - МАЛЕВИЧ»
— Сразу сделаю небольшую поправку. Я к своим картинам причисляю и «Границу. Таежный роман». Формально она проходит как телесериал, но на самом деле это полноценный кинороман. Поэтому «Шагал — Малевич» — 14-я картина.
34 года назад я придумал сделать фильм про Шагала и Малевича, но тогда не было возможности, и я пока не знал, как именно реализовать этот проект. И недавно мне повезло, я уговорил вложиться в этот фильм одного бизнесмена. Без надежды на большой доход. Он мне сказал: «Как раньше платили десятину церкви, так я сегодня готов безвозмездно финансировать искусство».
Шагал и Малевич — оба чрезвычайно талантливые художники и полные противоположности друг другу. Соперники, но не враги. Шагал — чрезвычайно укорененный в своем родном городе художник, превративший Витебск в международный бренд.
Малевич — человек, прорвавшийся в абсолютную пустоту, изменивший наше представление о том, что может и что должно делать искусство. Самый уважаемый наряду с Кандинским основоположник абстракционизма. Но несмотря на все различия, именно по их работам там, на Западе, сегодня судят о России.
О СВОИХ ГЕРОЯХ
— У меня был замысел создать сложный характер художника из трех разных персонажей, находящихся в конфликте. Искремас (Олег Табаков) обозначал вечное стремление к поискам и экспериментам. Федор (Олег Ефремов) — это идеальный художник, только «у времени и вечности в плену». И Пашка (Евгений Леонов) — воплощенный компромисс творчества и необходимости выживать и торговать искусством.
Если говорить конкретно, Шагал и Искремас совершали не самые благовидные поступки, потому что были ослеплены революцией — отрезвление пришло не сразу. Вообще у любого художника взаимоотношения с реальностью всегда довольно сложные. Каждый из них существует только в своем, личном мире, и по-настоящему отвечает только за него.
О СДВИГАХ В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
— Мне кажется, да. Более того, мы на пороге большого прорыва. По-моему, современная российская комедия может стать международным брендом как гонконгские кунг-фу-фильмы. У нас есть великолепная база — сколько ума и юмора порой можно встретить на телевидении! Павел Воля умнеет на глазах, «Дуэт имени Чехова» — просто классика. Не воспользоваться этой возможностью будет большой глупостью.
Первые опыты были, конечно, так себе. Но «Горько!» — это уже настоящее кино. «Елки» Бекмамбетова — стопроцентно экспортный проект. Если удастся совместить национальный характер, иронию, выдумку — успех обеспечен.
О ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ
- Сейчас Коля Лебедев делает ремейк «Экипажа», но без моего участия. Я только молчаливо одобряю (смеется). Я написал сценарий к мультфильму «Руслан и Людмила» Татьяны Ильиной, но проект что-то застрял.
Пишу сценарии для себя. Пишу книгу о «саспенсе» — уже половина готова. Насчет новых фильмов пока ничего определенного сказать не могу. Мне очень интересна та эпоха. Море крови — и расцвет искусства. И как одно с другим соединяется — это вопрос.
(Николай Корнацкий, «Известия», 04.04.14)