Александр Стефанович: «Я придумал план по захвату огромной страны, а Алла его блестяще реализовала»
О СВОЕМ ФИЛЬМЕ
- Вообще мы каждое утро находили в интернете какую-то новую информацию о нашем фильме, зачитывали вслух. Это было очень весело. Например: «В обстановке строжайшей секретности знаменитый режиссер Стефанович приступил к съемкам эротического фильма об Алле Пугачевой».
<...>
Нет, не эротический, это музыкальная мелодрама. Но они не добрались до других сцен, где эротика представлена куда более откровенно... А почему такая секретность? Ну потому что это было одним из условий производства фильма. У нас работала охрана, которая следила за тем, чтобы не было лишних на площадке. Но журналисты просачивались под видом массовки, еще каким-то образом...
<..>
Я не отрицаю, что в фильме использованы элементы моей биографии. Но он не похож совершенно на сериалы про Анну Герман или Зыкину. Это не хроника, это совершенно самостоятельное художественное произведение, где присутствуют персонажи абсолютно выдуманные, которых, можно сказать, в природе просто не существовало.
<...>
Главным героем этого фильма, что для вас, может быть, будет удивительно, являюсь я. Это история моих взаимоотношений с разными девушками. С разными, понимаете, не с одной!
O 70-Х
- Хороший вопрос, потому что для меня важно было сделать фильм о том времени. Это расцвет брежневской эпохи. Во-первых, я считаю, что Леонида Ильича сильно оклеветали...
<...> Во-первых, Леонид Ильич является одним из героев повествования, что для вас, может быть, тоже будет немножко удивительно. Во-вторых, это время последующие правители называли эпохой застоя, а я, например, считаю, что брежневский период был высшей точкой развития нашей страны. Руководили нами далеко не идиоты, какими они представлены в последующей историографии. В-третьих, это было высочайшее время для нашей культуры. Потому что в Большом театре танцевала Плисецкая и ставил ей балеты Григорович. Потому что на Таганке играл Володя Высоцкий, а театром руководил Любимов. Потому что я сидел в монтажной, а в соседних комнатах работали Тарковский, Данелия, Гайдай, Бондарчук... О каком застое можно говорить?.. Причем хочу подчеркнуть - я совершенно не апологет Брежнева, никакой не коммуняка и никогда в партии не был. Я, например, дружил с американским послом, читал запрещенную литературу, рассказывал анекдоты про того же Брежнева на каждом углу. И никто не хватал меня, не сажал в лагеря... Но, несмотря на то что я рассказывал про Брежнева анекдоты, и порой очень злые, я считаю, что это был крупнейший политик. Советский Союз держал под контролем половину мира. Половину! И если вы упоминаете Аллу Пугачеву, то я вам хочу сказать, что она в первую очередь была певицей великой империи.
О ЗНАКОМСТВЕ С АЛЛОЙ ПУГАЧЕВОЙ
- Да, я придумал план по захвату огромной страны, а Алла его блестяще реализовала. Мы были людьми молодыми, амбициозными, наглыми... Вообще с Аллой меня познакомил Леня Дербенев. Позвонил как-то: «Слушай, приходи ко мне, у меня сидит певица. Ты ведь любишь помогать молодым дарованиям, а у девушки сплошные неприятности, нуждается в хороших руках. Только заранее тебя предупреждаю: она без тормозов». Я приехал, встретил Аллу, у нас закрутились отношения. Но в тот момент ни имя ее, ни фамилия мне ничего не говорили...
ОБ ОБРАЗЕ АЛЛЫ
- Я придумал образ. Поскольку вокальные данные у Аллы довольно средние, я ей говорил: ты никогда не перепоешь ни Долину, ни Понаровскую. Твоя сильная сторона - артистизм, делай из каждой песни маленький спектакль. Потом я придумал, что она должна петь только от первого лица. Пусть Соня Ротару поет: «Я, ты, он, она», Лещенко - «За того парня». А ты пой: моя любовь, моя жизнь, мои страдания, моя бедная девочка, которая растет без отца. Это должен быть твой образ - одинокой женщины. И кроме того, говорил я, нужно поставить тебя в центр внимания и распространять о тебе слухи, небылицы, выдумывать разную ахинею, лапшу всем вешать, чтобы ты постоянно была на слуху.
О ВОПРОСАХ ПОСЛЕДНИХ ПАССИЙ О ПУГАЧЕВОЙ
- Да, спрашивали. И даже скажу вам больше: вот эта тема, которую вы сейчас подняли, легла в основу одной из центральных сюжетных линий фильма. Я же сыграл в нем практически главную роль - уже убеленного сединой режиссера, который с любимой девушкой едет в Париж, и она расспрашивает его о том, как устроен шоу-бизнес... А какой самый распространенный вопрос? М-м, я не помню. Да и Пугачева - далеко не главный персонаж, который девушек сейчас интересует. Они больше спрашивали про других моих подруг - всемирно известных моделей, звезд Голливуда. Я же не оглашаю вам - как, помните, у Гайдая - весь список. Если бы огласил, вы бы сейчас забыли про Пугачеву.
О СОПЕРНИЧЕСТВЕ ПУГАЧЕВОЙ С РОТАРУ
- Нет-нет, между ними было соперничество, неприязни не было никогда. Но соперничество действительно огромное. Это были две очень достойные певицы того периода. С разными образами, с разными характерами. Только одной везло по жизни, а другой нет.
[Везло] Соне, конечно. Спела первую песню - получила звание заслуженной артистки Молдавии, спела вторую - стала заслуженной Украины. Третью - народной Молдавии, четвертую - народной Украины. Дом в Ялте, зарубежные гастроли, любовь руководства страны. А эта десять лет подряд ездила по комсомольским стройкам, спала на раскладушке на сцене сельских клубов, в качестве удобств ей ставили ведро. Понимаете? И это не образ, это реальные вещи. Они практически одногодки, поэтому, конечно, Соня для Аллы была неким ориентиром... Сейчас это трудно себе представить, но расскажу, чтобы было понятно. Алла приходит на телевидение, уже будучи известной певицей. И ее отправляют в гримерку, где 40 человек: мужчины, женщины - все переодеваются. Спрашивает: почему так? Ей отвечают: народным артистам полагается отдельная гримерка, заслуженным - на два человека, а без звания - вот такая. «Но на меня все будут пялиться!» - «Кому ты здесь нужна? Иди в угол встань и переодевайся». Она начинает объяснять: ну послушайте, но я все-таки... Ей говорят: знаешь что? Мы сейчас пойдем к Софии Михайловне, спросим ее, может, она тебя пустит на стульчик в углу... Это чтобы было примерно понятно...
ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ АЛЛА ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ?
- А я не знаю, какая она сейчас, может, и изменилась. Когда-то, например, Алла просто издевалась над гомосексуалистами - это была ее любимая тема для издевок. А потом в одном из интервью вдруг заявила, что будет петь только с гомосексуалистами и выйдет замуж только за гомосексуалиста. Ну, значит, как-то человек меняется.
(Дмитрий Мельман, «Мир новостей», 16.04.14)