«Двойник»: Кафку сделать былью ****

Пресс-показ драмы «Двойник» (The Double, Великобритания, 2013, режиссер Ричард Айоади, в ролях – Джесси Айзенберг, Миа Васиковска, Уоллес Шоун, Ясмин Пейдж, Ноа Тейлор, Крис О’Дауд, Салли Хокинс) состоялся 17 апреля 2014 года в киноцентре «Соловей».

В не столь отдаленном будущем (или альтернативном настоящем) почти не светит солнце, в подземке грязно, а в подворотнях лужи. Саймон (Джесси Айзенберг) — скромный и застенчивый работяга-программист и классический «лишний человек», который работает в условном офисе вот уже семь лет, но его никто не замечает. Он постоянно попадает в разного рода неприятности, а девушка мечты (Миа Васиковска) и вовсе игнорирует его. В этом мрачном мире суицид - столь же обыденная вещь, как обед в кафе с вечно хамящей официанткой. Однажды все меняется, когда в конторе появляется Джеймс - двойник Саймона. Несмотря на почти полное сходство с оригиналом, это уверенный в себе и развязный плейбой, которому всегда везет. Наглость – его второе счастье, и он начинает медленно, но верно присваивать себе жизнь Саймона. Начинает «плохой Саймон» с квартиры, а заканчивает девушкой.

Среди соавторов сценария «Двойника» значится сам Федор Михайлович Достоевский, и невооруженным глазом видны самые очевидные литературные источники вдохновения молодого, но весьма многообещающего режиссера: абсурдность происходящего отсылает к Кафке, а антиутопическая атмосфера – к Оруэллу. Многие также найдут творчески переработанные заимствования из «Бразилии» Терри Гиллиама, линчевского «Человека-ластика», «Сканеров» Кроненберга и многих других знаковых работ. При этом «Двойника» нельзя назвать бездушной копией, лишенной оригинальности.

Если учесть, что Айоади, известный многим по роли в комедийном сериале «Компьютерщики», дебютировал в режиссуре с инди-драмой «Субмарина», с восторгом встреченной критикой, «Двойника» тоже ждали многие. Фильм оправдывает эти ожидания. «Двойник» на удивление многослоен для современного фильма: его можно считывать как историю болезни обаятельного шизофреника, как социальную сатиру, как мрачную антиутопию, а японский лаунж-поп, почему-то звучащий в саундтреке, добавляет в тусклую картинку нотку эксцентричности и даже безумия. Создавая кошмарный, сюрреалистичный мир, в котором живет герой, режиссер находит время и силы для того, чтобы шутить (например, часто фоном идет дешевый героический научно-фантастический телесериал), и это производит большое впечатление.

Резюме: элегантная, стильная и очень умная черная комедия, эффективно создающая незабываемый мир кошмаров главного героя. И пусть вас не отпугивает фамилия классика русской литературы в составе сценаристов: версия Айоади не грешит морализаторством и занудством, а Джесси Айзенберг в плохо сидящем костюме советской расцветки, на наш взгляд, легко подошел бы на роль грозы старушек-процентщиц Родиона Раскольникова.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости