Эксперты о проблемах российского концертного рынка: «Нюша — самый зарабатывающий артист в этой стране»

О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО КОНЦЕРТНОГО РЫНКА

Андрей Матвеев, генеральный директор агентства C.A.T.:  Краткие выводы следующие: практически все русские артисты, находящиеся в сегменте непопулярной музыки, продают максимум тысячные залы. Что несколько непохоже на индустрию — это означает то, что данные концерты едва-едва окупаются: учитывая логистику, оборудование, рекламу и так далее. 

Под конец года меня сильно удивило и порадовало, что люди в регионах готовы покупать билеты на дорогих артистов, которые их сильно интересуют. Это значит, что люди не ходят на концерты не потому, что у них нет денег, а потому что нет реально продукта.

<...>
К сожалению, на нашем рынке отсутствует очень важное звено: музыкальный продюсер. Это тот специалист, который делает из артиста большую звезду. Сейчас таких людей нет — я не видел ни одного артиста, который поднялся бы с помощью продюсера. Может, они появятся. 

Игорь Тонких, промоутер:  Каждая из площадок уровня «Главклуба» — у нас 3.000 зрителей, еще есть Arena Moscow (4.500) и Stadium Live (7.000) — испытывает сильный дефицит мероприятий. Часто бывает, что при вместимости в 3.000 наше наполнение — не более полутора тысяч; афиша насыщена артистами не того калибра, который площадки в состоянии вместить. Я вообще столкнулся с тем, что начинить расписание зарубежными артистами даже проще, чем русскими. Если говорить именно о музыкантах серьезного ранга.

ОБ ИНДИ-МУЗЫКАНТАХ

Степан Казарьян, независимый промоутер:  Я недавно разработал следующую теорию: возможно, современному инди-артисту не нужно переезжать в Москву. Оставаясь в своем регионе, он тратит меньше денег на быт, и у него остается больше на продвижение. Примеры всем известны: Motorama или Love Cult из Петрозаводска первыми пробились в Европу, ездили на фестивали вроде Flow и Sonar, причем Love Cult сделали это даже в обход российского рынка. Они все остались в своих городах, спокойно работали годами и пришли к чему пришли — во многом потому, что им этот быт обходился не в 30–40 тысяч рублей в месяц, которые инди-артисту достаточно тяжело заработать, а в 15.

Еще нужны средства на альбом и на продвижение. <...> Реальность такая: по моим подсчетам, только что появившийся артист зарабатывает музыкой где-то 50 долларов в месяц. Скорее — 20. При этом за быт ему все равно железно надо платить по 30 тысяч, если он все-таки переехал в Москву.

<...>  Да, есть еще такой момент, как продюсирование: в принципе возможен какой-то лох, который к тебе придет, — и надо растрясти его по полной. Но все равно — артист уже грустненький. При этом он в Москве походил, модную обувь купил — работает, в общем, над имиджем. У него появляются клавиши... У тех, кто остается в регионах, музыка позлее — потому что они занимаются тем, что им интересно. Тебе нравится постпанк, ты его играешь — и ты мало кому нужен, а потом бац — и мода на него приходит. Тебе нравится дроун — бац — и на Sonar позвали. Может такое быть. А в Москве: три месяца — и ты уже постарел на три года. 

Александр Кушнир, генеральный директор МИА «Кушнир продакшн»:  Для вас, слушателей этого круглого стола, идеальная модель — прийти сюда и узнать от всех какой-то секретик, чтобы ваша группа в субботу вылезла из обоссанного подвала. Но я хочу сказать не про достаточно известные группы, с которыми мы работаем, — у них и так все хорошо. 

<...> В связи с закрытием на «Нашем радио» программы «Живые» молодым артистам сейчас совсем некуда деваться. Может быть, выступление не совсем в тему пресс-конференции, но я хочу сказать инди-музыкантам — прорваться будет очень сложно. 

О ДОХОДАХ РОССИЙСКИХ РЭПЕРОВ

Татьяна Сорокина, исполнительный продюсер музыкального лейбла Respect Production У нас самый старый рэперский лейбл — ему больше 11 лет. Обслуживаем мы четырех артистов: «Каста», Макс Корж, «Чаян фамали» и Жара. На Макса Коржа мы продали 13 тысяч билетов в Минске, собрали больше, чем Depeche Mode. «Каста» — 4 тысячи. «Чаян фамали» — 400 билетов, Жара — 150. Есть такое выражение, использующееся, когда продюсеры обсуждают между собой, у кого лучше артисты продаются: «встретимся у кассы». Кому, как не хип-хоп-исполнителям, знать, что такое касса? У них практически нет корпоративов. Макс Корж отказался выступать на корпоративах, это его принципиальная позиция. «Каста» крайне редко выступает на корпоративах. Мы работаем только на кассу и живем только на эти деньги, сами себя обеспечиваем, спонсоров не имеем, позволяем себе product placement, синхронизацию и все остальное. Зарабатываем очень скромно — на ютьюбе, Google Play и так далее.

Что касается радио: благодаря «Европе плюс» и DFM, когда они поддержали нас с песней «Небо поможет нам» Макса Коржа, концертов стало больше. Концерт Макса Коржа год назад стоил 2 тысячи долларов, а сейчас он стоит 22 тысячи долларов.

О РОЛИ СОЦСЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ

Ильдар Бакеев, основатель компании Euro Entertainment Я наслушался в свое время, что социальные сети очень полезны. Долгое время посещал всякие конференции вроде РИФ и КИБ и пытался понять разные закономерности. Поскольку я инженер по первому образованию, я хочу все время дернуть за какой-то крючочек: «Нажми на кнопку — получишь результат». На одном из КИБов я увидел интересную презентацию, обратился к агентству, заплатил за проект 10 тысяч долларов — и благодаря этому по билетам на мой концерт пришли 30–40 человек. Я разозлился: значит, здесь тоже надо все делать самому.

О ВЛИЯНИИ РАДИО НА ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ

Сергей Балдин, продюсер, экс-генеральный менеджер лейбла SBA/Gala Records:  Радио и ТВ влияют на целостно сформированную картинку: одна-две песни в год — вот что позволяет артисту быть на высоко востребованном уровне. Если одна-две хорошие песни в широком эфире будут, то у него будет ровный объем работы, и он будет двигаться наверх. Но сегодня есть большое количество артистов, которых можно отнести к мейнстриму, — Баста например, — которые так и не звучат по радио. Что не мешает им быть высоко востребованными как на корпоративных мероприятиях, так и на открытых концертах, о которых сегодня идет речь. Такие артисты постоянно возникают, так что без радио тоже можно жить. <...>

Пять поп-артистов, которые являются кассовыми лидерами? На мой взгляд, это Григорий Лепс; достаточно уверенно работает Стас Михайлов; Баста собирает регулярно достойные залы с бокс-офисом; я бы добавил еще Ваенгу. Ну и не так уверенно, но много работают Меладзе, Валерия. Если говорить о молодежной аудитории, то Макс Корж. Нюша? У артиста есть контент, который продается в цифровых видах, на радио, в интернете; это достаточно большие деньги. Нюша — самый зарабатывающий артист в этой стране. 

Музыкальный бизнес сегодня сильно отличается от того, что было в 2005 году. Вы все знаете, что пластинки не продаются. Виниловые магазины имеют тенденцию к возвращению, но это все равно фетишизм. Продажи растут на 50% в год в нашей стране — но в абсолютных цифрах это совсем неинтересно. Возникает много других направлений: сегодня в компаниях, которые имеют большие каталоги, — от 20 до 40% выручки — это синхронизация. Продажа контента в рекламу, в телевизионные продукты и так далее. Это очень значительная цифра.

О ВЛИЯНИИ НЕДАВНИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НА КОНЦЕРТНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И НА УКРАИНЕ

Сергей Мельников, директор концертного агентства «Мельница»:  Шоу-бизнеса как такового на Украине уже нет. Я даже не знаю, с чем сравнить, — к сожалению, у нас отпадают концерты по той или иной причине. И артисты уже не хотят, и нам никакого смысла устраивать что-то нет. Гривна падает, растет ненависть между государствами, которая привносит изменения в обычный порядок логистики артиста. То есть мы уже опасаемся, что тот или иной артист просто не доедет из одного города в другой. Да, это очень печально. Тем более что затормозилось желание артистов подтверждать концерты не только на Украине, а и в России. Недавно мы подтвердили группу Slayer, которая с удовольствием приедет, но есть и артисты, которые подумывают о снятии существующих концертов.

Владимир Зубицкий, генеральный директор компании «Русский шоу-центр»:  У нас был очень хороший тур «Океана Эльзы» — сейчас он отменился. Мы его перенесли на осень, но думаю, что его не будет. С западными артистами пока все обстоит нормально. У нас есть концерт Black Sabbath, и несколько дней назад мы увидели, что несколько активистов-засранцев собирают подписи и хотят отправить письмо, мол, нечего туда приезжать. Такое происходит, к сожалению. Мы сделали заявление, что все будет, было и заявление на сайте артиста — но никто ни от чего не застрахован.

Игорь Тонких, промоутер:  Мне кажется, сейчас объявлять какие-то новые концерты сложно. Однозначно они в зоне риска. Я даже не знаю, пройдет ли концерт «Машины времени». Это как мне запрещали концерт группы «Телевизор», Башлачева… Мы опять находимся в ситуации глубокого Совка. Все, что сейчас происходит, может привести к фатальным отменам концертов с непредсказуемым вариантом. Общество расколото на части, на четвертинки, на половинки. Мне кажется, это точно не оздоровляет индустрию и привносит дополнительные риски, в том числе относительно роста курса валют.

Дмитрий Зарецкий, сооснователь агентства Pop Farm На концерты в Киеве все это немножко повлияло, но мы не особо расстроились. Заработка от Киева было мало. Это всегда делалось для того, чтобы улучшить предложение на Москву и Петербург. По поводу того, отказываются ли артисты, — ни один из подтвержденных и анонсированных артистов не отказался, все наши концерты будут. Были прецеденты буквально пару дней назад, когда не самые крупные артисты отказывались от фестивалей: они были подтверждены, но не анонсированы. Конкретно про политику никто не говорил — утверждали, что изменились планы. У некоторых были сомнения, и они сказали: «Мы оставляем за собой право отменить концерт, если будет война».

 На фото: Андрей Матвеев.

(Никита Величко, «Афиша-Волна», 21.04.14)

Последние новости