"Восьмерка": Чему ты нас учишь, Учитель? **

Закрытая премьера отечественного фильма «Восьмерка» состоялась 24 апреля 2014 года в кинотеатре «Октябрь». Режиссер – Алексей Учитель («Космос как предчувствие», «Край»). В главных ролях Артур Смольянинов («9 рота», «Нереальная любовь»), Вильма Кутавичюте, Алексей Манцыгин. В основу сюжета фильма легла повесть Захара Прилепина.

У отечественной литературы есть одна характерная черта: большая часть ее персонажей практически ничего не делает, зато много рефлексирует, копается в себе и жалуется на жизнь и судьбу. Если появляется автор, стремящийся показать деятельного, а не рефлексирующего персонажа, то у него, как это ни печально, зачастую получается нечто плоское и приземленное. У российского кино с такими же «жизненными» героями, к сожалению, тоже есть характерная черта: после его просмотра хочется сдохнуть.

В случае с «Восьмеркой» все иначе: сначала появляется желание задать ее создателям шквал вопросов. Только со временем в голове все укладывается и становится ясно, что на самом деле этот вопрос всего один: «Зачем?!»

Перед нами лента, действие которой происходит накануне 2000 года в мелком провинциальном городке. Главные герои – четверо друзей, типичные бандиты и гопники, главное развлечение которых – забивать стрелки в местном клубе и разъезжать по городу на старенькой «восьмерке». Не желая идти работать на местный завод, где стабильно не выплачивается зарплата, они поступают на службу в ОМОН, в рядах которого выполняют свою карательную функцию и пресекают любые протесты честных тружеников добиться награды за свои труды. Все бы ничего, шли бы пацаны к успеху, но не подфартило: один из них влюбляется в девушку местного криминального авторитета Буца (Артур Смольянинов). В результате развязывается настоящая криминальная война.

Оригинальное произведение Прилепина о безысходности и неоднозначности эпохи было очень грустным по форме и трагичным по содержанию. Режиссер же вопреки сюжету оригинала пытается романтизировать персонажей и отношения между ними, позиционировать их как положительных героев, добавлять действия. В результате ложь и фальшь происходящего заметны сразу. В фильме на самом деле нет ни одного человека со знаком плюс: все мужские герои здесь ублюдки, преступники и уроды, все женские – шлюхи. Романтизировать преступников, конечно, можно (вспомните «Бонни и Клайда» 1967-го года – чем не романтическая лента о двух настоящих преступниках?), но с этим тоже ничего не выходит. Сериал «Бригада» 2002 года справлялся с романтизацией дружбы «четких пацанов» на порядок лучше, а «Брат» Алексея Балабанова еще и умудрялся параллельно с этим задавать философские вопросы. У Алексея Учителя получилась лента, описывающая бытовуху, полная чернухи, но при этом абсолютно лишенная идеи. Если Балабанов показывал нелюдей, чтобы на контрасте с ними зрители увидели людей, то Учитель показывает нелюдей и, похоже, всерьез считает людьми их.

Разумеется, мы не призываем зрителей смотреть на мир через розовые очки, но все-таки надо понимать, что настоящая жизнь достаточно разнообразна, и помимо чернухи в ней есть много такого, что отличает людей от животных. На подобные размышления наталкивала оригинальная повесть Захара Прилепина, но фильм избавил зрителя от необходимости думать, показав только грязь. Печально, ведь конечная цель искусства – делать мир лучше.

«Восьмерка» позиционирует себя как боевик, но при просмотре довольно скоро становится ясно, что все массовые драки, погони и убийства напрочь лишены какой-либо динамики, на них просто хочется зевать. Экшн-сцены – откровенно слабая составляющая картины, которая, надо сказать, была добавлена по инициативе режиссера: в повести Захара Прилепина действие разворачивается куда более спокойно.

Особого внимания заслуживает игра актеров. Алексей Учитель подобрал на роли начинающих исполнителей, и многие из них на экране совершенно немощны. Одно и то же брутальное выражение присутствует абсолютно у всех героев мужского пола и не меняется почти весь фильм. В итоге персонажи кажутся настолько одинаковыми, что их с трудом получается различать. Кажется, это удается только тем, кто предварительно читал книгу или сценарий. Особенно жалко тут Смольянинова, который, как мы знаем по другим фильмам, играть умеет, но здесь оказывается беспомощным наравне со всеми.

На смену безысходности, которую пытался показать в книге Захар Прилепин, в фильм пришла безыдейность. Персонажи превратились в безликую массу, которой не хочется верить и сопереживать. Дружба между героями? Не видно тут никакой дружбы. Любовь к девушке, ради которой и войну развязать не жалко – хорошая тема, но вот только не показали на экране никакой любви и сильных эмоций. Ничего не показали.

Когда видишь российское кино, надо всегда стараться относиться к нему лояльнее и прощать возможные огрехи и ошибки. Сняли же у нас «Легенду № 17» и другие шедевры. Но данная лента производит впечатление лишь клона «Бригады», да и то очень слабого. Возможно, фильм сможет понравиться самым ярым фанатам Прилепина, но, скорее всего, даже они не оценят его по достоинству.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости