«Аквариум»/«Семеро из-под камней» - «Сюита Ф» ***
2014, kroogi.com
Инструментальная «Сюита Ф» первоначально была выпущена под маркой аудиоанархической группировки «Семеро из-под камней». В ней, правда, все моментально узнали группу «Аквариум», которая не стала отпираться и признала несостоявшуюся мистификацию частью своей официальной дискографии. К тому же все средства, собранные на «Кругах» от слушателей сюиты, были отправлены пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке.
Трек-лист местами ласкает слух любителям раннего «Аквариума» и абсурдных текстов Джорджа Гуницкого. «Пылающее сердце зебры», «РосКалигулаСтрой», «Созерцает с камня безоар» и «Любовная песня молодого денди» - что это, если не привет стародавшним «Притчам графа Диффузора» и «Искушению Святого Аквариума»? Что касается музыкального полотна «Сюиты Ф», то оно основано на порой настигающем группу «Аквариум» желании подурковать. Иногда оно проявляется на сцене: так, во время празднования «4.000-летия» коллектива на сцене Crocus City Hall зрителям запомнился дикий и безумный вставной нойзово-хореографический номер, тоже иллюстрировавший какую-то очередную мистификацию. На номерных альбомах подобных «странных» треков обычно бывает не более одного, а то и менее - поэтому ради такого случая пришлось записывать целую инструментальную «Сюиту Ф».
Это, в общем-то, хорошо знакомый «Аквариум» XXI века с его дудочками, флейтами и травянистым звучанием - но без мудрых слов и соблюдения куплетно-припевной формы. Первой композиции «Начало начал» щедро выделено больше десяти минут звучания, и при некоторой доле фантазии по ней действительно можно вообразить зарождение чего-то нового: в начале звуки отрывисты и атональны, а к финалу произведения выруливается какая-то довольно внятная мелодия. Скрипуче-скрипичная «Беззвёздно» сменяется ещё менее благозвучным «Сердцем зебры», которое может напомнить опыты «Ножа для фрау Мюллер» по созданию саундтреков к вымышленной трэш-фантастики - только без весёлого сёрфа. У «Аквариума» плач малютки привидения натурален и настоящ - дядькам не до хиханек.
Окончательно напугав слушателя полным неприятием его интересов, «Двое против ветра»... простите, «Семеро из-под камней» перестраиваются на пасторальный лад и выдают благостный «Секрет зимнего дня» с красивым диалогом флейты и фортепиано. На этом треке музыканты так отдохнули, что забыли нагнать ужаса в последующем «РосКалигулаСтрое», который, если чем пугает, то только хронометражем. Здесь же из-за кулис выходит Борис Гребенщиков и что-то неразборчиво провозглашает.
В «Андромеде» ласковая мелодия скрещивается с фольклорными завываниями, «Любовная песня молодого денди» оказывается на редкость тревожной, а вот трек с рискованным названием «Highlands of Kiev» очень лаконичен и больше походит на заготовку к ненаписанной песне «Аквариума». А может быть, и к написанной. Финальный «Созерцает с камня безоар» звучит так ладно и философично, что медицинский термин в названии хочется наполнить каким-то новым и прекрасным смыслом.
Алексей Мажаев, InterMedia