Григорий Лепс - «Гангстер №1» ***
2014, United Music Group
Как ни странно, Лепсу до сих пор не надоело. Даже группа Aerosmith кисло относится к перспективам записи нового альбома, честно признаваясь, что денег это не приносит, а по любви они не привыкли. Ожидаемый альбом, концептуальный альбом, обсуждаемый альбом - эти понятия постепенно уходят в прошлое; нет, пластинки издаются в большом количестве, но чаще воспринимаются теперь как сборники песен, лежащие где-то в интернете. Даже те, кто по старинке «мыслит альбомами», позволяет себе «формулировать мысль» лет по пять, плотно заполненных гонорароёмкими гастролями.
Лепс на их фоне - как стахановец. Диски выходят чётко раз в год, к подбору репертуара артист подходит предельно серьёзно. Вроде бы понятно, что хитов ему хватит на всю оставшуюся карьеру - и тем не менее каждый год он старается найти дюжину новых непроходных песен, качественно их записать и выпустить на номерном альбоме. В связи с этой «привычкой» не следует считать пластинку «Гангстер №1» сиюминутным ответом на известные обвинения американского Минфина. Лепс обыграл эту «криминальную» историю в названии диска и отчасти в обложке, а больше к ней и не возвращался: по крайней мере на диске группировка «Братский круг» нигде не упоминается, как отсутствуют и намёки на неё. Сложно сказать, какие затруднения в связи с санкциями испытывает сейчас Григорий в своей частной жизни, но из сферы общественного внимания та история давно ушла - до Лепса ли тут, когда в новых санкционных списках присутствует высшее руководство страны?
Словом, будущим поколениям будет непросто объяснить, почему альбом носит такое название. Не будем и мы на этом зацикливаться и перейдём к обзору зафиксированных здесь музыкальных достижений. Взятия каких-то новых высот на пластинке не произошло, но и от позиций своих Григорий не отступил ни на шаг. Все его фирменные приёмы - от рыка, переходящего в фальцет, до переработки известных рок-хитов - здесь наличествуют. Возможно, не хватает какого-то скрытого хита, который ждёт своего часа, а через полгодика порвёт чарты, как это было с «Я счастливый», а до этого с «С самым лучшим днём».
По ещё одной традиции, Лепс начинает альбом с помпезного рока. Семиминутная гимнообразная «Не уверен» с хард-роковым финалом переходит в «Стаканы» - те самые ирландско-гребенщиковские «Стаканы», которые в исполнении Григория звучат крайне непривычно. Хочется строго спросить, что он хотел этим сказать. Скорее всего, ничего особенно, просто решил спеть бодрую весёлую песню, и у него это неплохо получилось. «Господи, дай мне сил» ещё раз демонстрирует широту подхода Лепса к выбору авторов: песню написал Сергей Шнуров - в его исполнении она бы явно воспринималась как ёрническая, но Григорий подбавил пафоса, отчего вышел взрывоопасный гибрид.
Эстрадная баллада «Больше не будет», романс с речитативом «Ты пришла», неюбилейная, но красивая композиция о столице «Московская песня», дуэт с Ани Лорак «Зеркала», душевно-«шансонные» «Если хочешь - уходи», «На мосту» и «Ангел ушёл в запой», шлягер «Небо на ладони» (может это он станет «скрытым хитом»?) - всё это звучит внушительно, но ожидаемо. Но Григорий Лепс всё же нашёл, чем ещё удивить. Дуэт с рэперами? Было. Кавер на БГ? Тоже было. А как вам кавер на БГ, исполненный в дуэте с рэперами? Интересно, что сказал бы Борис Гребенщиков, услышав «Брата никотина» в страстной версии трио Лепса, Тимати и Артёма Лоика.
Алексей Мажаев, InterMedia