«Градусы» - «Чувство ловкости» ***
2014, «Монолит»
Синдром второго альбома? Он самый. Когда «Градусы» со своей «Голой» решительно выдвинулись в высший дивизион отечественного поп-рока, старшие товарищи предупреждали: взлететь на вершину проще, чем на ней удержаться. С одной стороны, группе нужно торопиться монетизировать успех - то есть «чесать», пока хиты на слуху. С другой стороны, подобная гонка часто скверно отражается на творчестве. А на этом стуле ведь тоже необходимо усидеть - вовремя подбрасывать новые шлягеры, чтобы гастрольные предложения не иссякали. Словом, тяжела и неказиста жизнь попсового артиста: куда ни кинь, всюду либо собственная усталость, либо публика, требующая не сбавлять оборотов. То есть даже не так. Публика, сволочь, ничего от тебя не требует - наоборот, норовит чуть что изменить тебе с кем-то более актуальным и успешным.
«Градусы» - ироничные ребята с хорошим чувством ритма и оптимистичным саундом - поступили, видимо, единственно правильным образом. Не сбавляя концертных оборотов, они подкармливали аудиторию новыми синглами. Не сказать, что среди них были сногсшибательные удачи сродни «Голой», но в целом крепкие песни и уверенные ротации обеспечили «Градусам» некоторый запас прочности. Накопив полдюжины таких треков, музыканты поняли, что пора объединять их в полноценный альбом, и немедленно дописали ещё столько же. Между первым и вторым прошло два с половиной года. Второй диск провалом не назовёшь, звучит он вполне симпатично, если не брать во внимание тот факт, что место безбашенных хитов заняли просто недурные песни, которые группа может сочинять уже просто на опыте. У «Градусов» появились свои штампы, их композиции узнаваемы и по-прежнему радуют поклонников - вот только завлечь кого-то со стороны произведениями со второго диска будет затруднительно.
Несколько песен всё-таки выделяются. «Привычка сбегать из дома (Невесома)» отличается и красивой мелодией, и забойным речитативом, и каким-то очень правильным настроением - будто Валерий Сюткин поделился хорошим вкусом с группой «Уматурман». К счастью, на своих бесконечных гастролях они не утратили фирменного чувства юмора, выразившееся, в частности, в названиях некоторых песен. «Головастики», например, - зарисовка нравов шоу-бизнеса, получившаяся вполне добродушной благодаря использованию фанк-ритмов. А вот в «Какашках» острота высказывания ограничилась заголовком, а в тексте тема практически не раскрыта - ну разве что с названием песни рифмуются некоторые люди с плохими замашками. С «Кокаином» вышло ещё хуже. Видимо, произведение возникло из идеи «а давайте напишем песню под названием «Кокаин»! Нужно же нам иметь запрещённую к эфирам песню». На выходе же получилось нечто, что стоило бы запретить за навеваемую им скуку и невразумительный текст.
Припев «Нефти» тоже поначалу озадачивает. «Нефти, я хочу много нефти, чтобы ярче горела, я зажгу твоё тело», - пошлость же какая-то, нет? Да ещё в стиле диско. Но если вдуматься... Может быть, это песня о российской экономике, подсаженной на нефтяную иглу и неспособной развиваться без постоянного повышения мировых цен на чёрное золото? Если допустить эту мысль, песня заиграет многими новыми красками. «Научиться бы не париться» - безделушка, но с очень полезным в суетливой Москве текстом. А «Радио дождь» обладает запоминающимся мелодичным припевом, который получился чуточку сложнее, чем могла ожидать аудитория «Градусов».
Алексей Мажаев, InterMedia