Андрей Макаревич - «Облака. Андрей Макаревич поёт песни Александра Галича» ***

2014, Sintez Records

Андрей Макаревич услышал песни Галича в 1974 году. С поэтом была знакома сестра Евгения Маргулиса: Галич бывал у них в гостях, пел, она записывала на магнитофон, и Маргулис как-то притащил Андрею плёнку. «Я сейчас понимаю, что его поэзия сильно на меня повлияла», - говорит Макаревич во вступлении к бонус-треку «Мазурка на смерть поэта». В том же 1974-м Александр Галич был вынужден эмигрировать, а в 1977-м погиб при загадочных обстоятельствах. Андрей Вадимович до сих пор уверен, что это было убийство, подстроенное спецслужбами. Узнав о смерти старшего коллеги, лидер «Машины времени» написал «Мазурку на смерть поэта» - песня уже тогда получила некоторую известность, хотя напрямую с гибелью Галича и не ассоциировалась.

Спустя три с половиной десятка лет Макаревич решил записать альбом песен Александра Галича. Эти композиции не предназначены для концертного исполнения и скорее всего останутся только на этой пластинке. Выход «Облаков» не сопровождался презентацией, а единственным признаком рекламной кампании останется мини-скандал с дочерью Галича, обвинившей Макаревича в якобы незаконном использовании песен отца. Впрочем, этот выпад совпал с коллективной травлей Андрея Вадимовича по поводу его украинской позиции и тоже быстро забылся.

Макаревич не стал переигрывать песни Галича под гитару - чтобы не повторяться. Вместо этого совместно с аранжировщиком Леонидом Каминером был создан клавишно-электронный аккомпанемент. Впрочем, совсем не повториться не удалось: новые аранжировки унаследовали оригинальное исполнение в том смысле, что они тихи, глуховаты и не отвлекают от текстов барда. «Вокал» тоже получился вполне «галичевский». Нет, голос Андрея Вадимовича узнаваем, но, видимо, сами песни диктуют исполнителю негромкие интонации и задумчивость настроения. Макаревича здесь, как и Галича на старых записях, слушать непросто: выражаясь современной терминологией, они «грузят» и заставляют думать, совершенно не желая развлекать. Более того, когда Галича начали издавать после перестройки, его «Ещё раз о чёрте», «Засыпая и просыпаясь», «Когда я вернусь» и лагерные песни казались какими-то ретро-документами навсегда ушедшей эпохи. И совсем не случайно Андрей Макаревич взялся за эти произведения теперь, когда они вновь зазвучали неожиданно актуально.

Думающие слушатели - такие ещё остались - найдут в текстах 40-летней давности массу отважных намёков на современные реалии. «А то, что придётся потом платить, так это, пойми, потом», - о чём это он? И не страшно такое петь? «Бояться автору нечего, он умер лет сто назад», давно ответил им Александр Галич в одной из своих песен «После вечеринки», немного напутав в прогнозе относительно того, сколько ещё продержатся диктатура и цензура.

Материал сложный, не для всех. И Макаревич специально ничего не упрощает, только после дюжины кавер-версий ставя в трек-лист свою «Мазурку», предваряемую словами о его личном отношении к Галичу. Эта короткая речь многое объясняет в выборе песен, да и вообще об идее всей пластинки. Возможно, этим треком стоило открыть альбом - тогда и остальные композиции воспринимались бы острее и стали бы понятнее чуть более широкой аудитории.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости