«Х.З.» - «Баба рулит» ***, «Баба хочет» ***
2014, «Х.З.»
Краснознамённая группа «Х.З.», полное название которой вот-вот окажется под тотальным запретом, отметила 25-летие выпуском двух альбомов, на которых поместилось в общей сложности 60 (шестьдесят) новых треков. Это, видимо, для тех, кто ранее не был знаком с творчеством «забейцев». А у группы ведь все из почти трёх десятков альбомов такие: «Х.З» пишет огромное количество коротких скабрезных песенок и отличается полным отсутствием самоцензуры при формировании трек-листа. Новые пластинки свидетельствуют о невероятной верности группы своему творческому методу. Не меняется ничего: Карабас поёт, Бегемот между песнями читает гадкие стишки, а за женские песни, которых здесь в соответствии с заглавиями особенно много, отвечает Марья-Искусница. Всем давно известно, что под этим псевдонимом скрывается изысканная Марина Хлебникова, но не петь же ей матерные произведения под своим именем.
На протяжении карьеры «Х.З.» сравнивали со многими другими музыкантами, использующими обсценную лексику - Лаэртским, «Сектором Газа», Сергеем Шнуровым. Однако из контркультурного гетто Бегемот и Карабас так и не выбрались, продолжая довольствоваться небольшими клубами и отсутствием «хайпа» при выпуске своих насыщенных альбомов. Более того, если Шнур или «Кровосток» стали кумирами «офисного планктона» и прочей интеллигенции, ценящей циничную провокацию, то «Х.З.» остались голосом стареющей молодёжи из подмосковных посёлков городского типа. Почему так произошло, хорошо заметно по дискам «Баба рулит» и «Баба хочет». Карабас и Бегемот не желают сходить с проторенной узкой тропинки ни на шаг, хотя вряд ли она ведёт их в какое-то приятное место. Превалирующая в текстах «похоть удалая молодецкая» выглядит всё более странно по мере взросления артистов, да и их поклонников - новое же поколение в ряды фанатов не встаёт, потому что с ним уже нужно говорить на другом языке. Кроме того, неразборчивость и всеядность «Х.З.» может отвратить от их музыкальных стилизаций даже лояльных слушателей: наряду с остроумными песнями, чёрным юмором, смешными сюжетами и замечательно точным использованием мата на альбомах присутствует куча похабной чуши, превращающей запретное удовольствие в стыдное. Продолжительная дилогия про бабу только выиграла бы за счёт сокращения самых одиозных текстов, напоминающих порно-газеты начала 90-х. Впрочем, ментально и музыкально «Х.З.» в этих 90-х и остались, в чём и заключается основная причина их нынешней маловостребованности.
Вот примерный список треков, которые можно было бы оставить на «суперсборнике про бабу»: «Хитрожопая» (рифмуется, что характерно, с «голой жопою»), «Ты разбила мне сердце», «Как ни крути» (о попытках обмануть смерть), «П...бол» и «Канули» (нежные баллады в исполнении Марьи-Искусницы), «Шинель», «Под стеклом» (диско-веселуха), «В платьице чёрном», «Денёк», «Одномандатники», «Ты утонула», «Лучший парень в школе», «Шиномонтаж», «Запасной», «Крыжовник», «Домик для б...», а из стихов Бегемота - «На пике», «Скидки», «В лице». Ну и хватит, пожалуй.
Алексей Мажаев, InterMedia