Стефани д'Устрак: «Вся сложность для артиста состоит в том, чтобы найти золотую середину между начитанностью, непосредственностью и темпераментом»
О СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ
— Я стараюсь охватить в своей работе разные эпохи и стили. Уже в консерватории нам приходится соприкасаться со всеми певческими жанрами: концертным выступлением, ораторией, оперой. Благодаря случаю и везению я попала на прослушивание к прекраснейшему музыканту и человеку театра Уильяму Кристи. Он сумел разбудить мой темперамент, его вера и энтузиазм воплотили в жизнь мои артистические мечты.
Берлиоз — связующее звено между этими первыми годами «барочной трагедии» и новым этапом, в который я вступила сейчас, например, с Кармен... Мэтр французской музыки, Берлиоз, увы, больше исполняется за рубежом, чем во Франции... Его лирическая кантата «Смерть Клеопатры» — это мелодрама, которая всеобъемлюще отвечает моей страстной любви к сцене — к воплощению образа.
О СВОИХ ПЕДАГОГАХ
— На этот вопрос я не могу ответить односложно... У меня было много учителей, среди них — ваш соотечественник Олег Афонин, подаривший мне мою первую сольную роль — Белинду в «Дидоне и Энее» Пёрселла в 17 лет. Но более остальных мне дала Маргрит Хониг, она имела смелость признаваться в том, что не знает как справиться с той или иной сложностью в материале, и мы должны были искать решение вместе. Поначалу это пугает, но заставляет работать на уроке более активно, так как всемогущий профессор превращается в коллегу. И я безгранично благодарна ей за этот жизненный урок. Кроме того, я работаю с фониатром, который заинтересован не столько в конечном вокальном результате, сколько в сохранении моего певческого аппарата во время вокальных упражнений, а это — очень непростая задача!
О ФРАНЦУЗСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
— Не знаю, можно ли говорить о какой-то особенной «французской вокальной школе», но, безусловно, каждый язык имеет свои особенности и трудности для вокалиста: наш язык, для того, чтобы оставаться понимаемым, требует прозрачного звучания в сочетании с носовыми звуками. Проблема нашего времени заключается в универсализации не только вокальной техники, но и в нивелировании техники стилистической; совершенно необязательно играть на инструменте эпохи для того, чтобы получить соответствующее стилю звучание, но, всё же требуется время, чтобы воспитать культуру исполнения и найти характерную для каждой эпохи краску. Мы часто уступаем культу удобства извлечения привычного звука.
О РАБОТЕ НАД СТИЛИСТИКОЙ ЗВУКА
— Мне кажется, невозможно сейчас не задумываться над интерпретацией, имея огромное количество появившихся в мире записей, а также проделанной в последнее время работе по изучению стилей... Консерватория же обогатила и укрепила мою любовь к музыке вообще и к концертной деятельности в частности, в годы учёбы я познакомилась с пианистом Паскалем Журданом, с которым я постоянно работаю, хочется верить что наше сотрудничество будет длиться.
О МАСТЕР-КЛАССЕ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
— Это мой первый опыт мастер-класса. Иногда я даю уроки или просто консультации, но для систематических занятий мне не хватило бы времени. Мне нравится углубленно работать над своим репертуаром. Я не боюсь экспериментов и новых испытаний, делиться с кем-то своими сомнениями и изысканиями. Это позволяет двигаться вперед, но никогда не нужно спешить!
О ВАЖНОСТИ ОБРАЗОВАННОСТИ АРТИСТА
— Ваше замечание для меня удивительно, ибо я очень страдаю от недостатка собственной культуры, что компенсируется моей требовательностью в работе. Вся сложность для артиста, как раз, и состоит в том, чтобы найти золотую середину между начитанностью, непосредственностью и темпераментом. Прекрасный коктейль!
О ДИАЛОГЕ С ОРКЕСТРОМ
— Было бы досадно обеднять себя отношением к оркестрантам как к простому аккомпанементу. Конечно, мы — партнеры, имеющие общую будоражащую эмоции страсть. Жизнь ничего не стоит, если нет возможности делиться своими чувствами.
О ЗВУЧАНИИ В ЗАПИСИ
— Каков критерий безупречного звука? Идеально сбалансированная запись, слаженная игра музыкантов? Лично у меня нет ответа на этот вопрос. Но могу сказать честно, я горжусь своими аудио- и видеозаписями, потому что всегда стараюсь быть максимально искренней и не боюсь рисковать.
О ТЕАТРЕ
— Я обожаю играть комедию и, еще больше, трагедию. Всемогущий режиссер мне не страшен, потому что ему самому сперва нужно защитить свою концепцию перед директором театра. Мне повезло: у меня нет опыта тягостного сопротивления в процессе репетиций, надеюсь, что и впредь буду работать только в атмосфере взаимного доверия...
О ПЛАНАХ НА БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ
— Шарлотта — это мечта, которая обязательно однажды реализуется. А пока в моих планах на будущий сезон — Орфей в «Орфее и Эвридике» Глюка, Лазули в «Звезде» Шабрие, Секст в «Милосердии Тита» Моцарта, Консепсьон в «Испанском часе» Равеля, Кармен... А еще — запись диска французских мелодий вместе с моим другом Паскалем Журданом, участие в «Реквиеме» Дюрюфле с Национальным Оркестром Иль-де-Франс и «Детстве Христа» Берлиоза в «Ла Моннэ»...
(Юлия Монтэль, belcanto.ru, 08.05.14)