Варвара - «Легенды осени» **
2013, Первое музыкальное издательство
Прошлым летом Варвара приняла участие в шоу Первого канала «Универсальный артист». Проект оказался не особо пафосным, но на летнем телебезрыбье довольно заметным. Согласно его концепции, артисты разных жанров должны были соревноваться в разных жанрах под строгими взглядами жюри, составленных из корифеев этих жанрых, а победила Лариса Долина. Деление на жанры, естественно, было достаточно условным - Варвара, например, представляла фолк. В день, посвящённый фолку, случилось забавное событие: Денис Майданов спел «Вот пуля просвистела», и заседавшая в жюри Надежда Бабкина назвала произведение народной казачьей песней. Ей, конечно, виднее, как и остальным согласившимся с ней судьям, вот только автором композиции является Андрей «Свинья» Панов из группы «Автоматические удовлетворители». Ведущая телепроекта Яна Чурикова каждый выпуск одевалась соответственно жанру, то есть самым избитым представлениям о нём: если рок, то цепи и кожа, если рэп, то штаны с мотнёй. В общем, если вы не видели программу, то вам достаточно прочитать этот абзац, чтобы перестать удивляться тому, что за фолк там отвечала Варвара.
Продюсеры, похоже, вообще шли не от жанра, а от исполнителя. Задавались не вопросом, кто может представить фолк, а вопросом, какому жанру больше соответствует Варвара. «Поп-музыка» была занята, а из прочих исполнительнице «фолк» более-менее подходил. Вот так и завертелось.
У Варвары есть голос, муж-бизнесмен, прекрасные финансовые возможности, добросовестная пресс-служба, которая, правда, иногда генерирует противоречащие здравому смыслу новости про олимпийский факел. Если ко всему этому добавить впечатляющий репертуар или хотя бы строгое соответствие какому-то определённому жанру. Чтобы фолк был фолком, а не какой-то вульгарной стилизацией. Если же к попсе сердце лежит больше, тогда нужно искать и записывать хиты и потом отбиваться от всенародной славы. Нынче же наличие уютного запасного аэродрома сильно мешает реальной мотивации в творчестве.
Вот, например, последний из изданных альбом «Легенды осени». Чего тут только нет, но практически ничего не запоминается. Шотландские мотивы на обложке музыкально выражены лишь слабыми намёками на кельтские ритмы в песнях «Книга судеб», «Кто ищет, тот найдёт», «Дудочка» и «Сон-трава». Ни о каком глубоком погружении в тему речь не идёт - а уж те, кто знаком с творчеством Хелависы, пример правильного погружения всегда видят перед глазами.
Дальше - больше. «Боль и любовь», «Белая птица» и «Выше любви» - никак не относящиеся к этно-музыке поп-эстрадные баллады. Кстати, их можно было бы раскрутить, но, видимо, совсем уж с попсой певица ассоциироваться не хочет. Но и с фольклором у неё ассоциироваться не получается - слишком случайным выглядит набор треков на альбоме. В «Быстрой реке» и «Влюблена» проявляются русские фольклорные мотивы - ну то есть не аутентика, а пение с разудалым придыханием, ассоциирующееся с попаданием под хоровод. Не успев увернуться от присядки, слушатель попадает под буйно-барабанный «Танец зиму», напоминающий карпатский фолк-поп а-ля Руслана Лыжичко, а в «Чужих» к этой эклектике добавляется ещё псевдоафриканские подпевки. Спето всё неплохо, записано ещё лучше, но в отсутствие внятной концепции выглядит вполне напрасной тратой времени и сил.
Рита Скитер, InterMedia