Звезды классической сцены объединились для «Кадиш-концерта»
«Кадиш-концерт. От молитвы к симфонии» состоялся в Концертном зале им. П.И.Чайковского 15 мая 2014 года. Вечер объединил артистов мирового уровня, исполнивших произведения великих композиторов из разных стран, чьи произведения на тему древней еврейской молитвы дошли до нашего времени. Торжественный тон концерта задал отрывок из документального фильма Евгения Оленина «Исход», показанный в самом начале. Фильм, снятый по книге Иосифа Александровича «Пути смерти. Записки геттовца», рассказывает о людях, переживших ужасы одесского гетто в годы Второй мировой войны.
— Кадиш — непростая молитва, — отметил ведущий концерта Артем Варгафтик. — она звучит в моменты самого тяжелого горя. Все согласны, что горе легче перенести, если его с кем-то разделить. Поэтому сегодня четыре версии кадиша прозвучат в этом зале от начала до конца.
Музыкальная часть вечера открылась традиционным хасидским кадишем в исполнении Московской мужской еврейской капеллы под руководством Александра Цалюка, после которого в ее исполнении прозвучали еще две молитвы — «Ki Lekah Toyv» и «Avinu Malkenyu». Вслед за капеллой на сцену вышел вокальный ансамбль Intrada, исполнивший старейший из сохранившихся версий кадиша — его написал Саломоне деи Росси в 16 веке, находясь на службе у герцога Мантуанского. Завершив выступление «Субботней песнью» Франца Шуберта, музыканты покинули сцену, вновь предоставив слово ведущему.
— Посмотрим, насколько далеко можно отойти от темы, чтобы ее раскрыть, — отметил Артем Варгафтик, объявляя следующее произведение — увертюру на еврейские темы Сергея Прокофьева в исполнении Анны Бурчик (альт), Лукаса Генюшаса (фортепьяно), Инны Зильберман (скрипка), Елены Корженевич (скрипка), Эмина Мартиросяна (виолончель) и Игоря Федорова (кларнет).
Закрыл первое отделение знаменитый виолончелист Миша Майский, виртуозно и проникновенно сыгравший с Лукасом Генюшасом «Кадиш» Мориса Равеля.
Второе отделение началось с произведения Леонида Десятникова «Wie Der Alte Leiermann» («Как старый шарманщик»), которое исполнил Московский камерный оркестр Musica Viva. После этого солировавший альтист Максим Рысанов встал за дирижерский пульт, и прозвучали «Молитва» Эрнеста Блоха и «Кол нидрей» Макса Бруха с соло-партиями Миши Майского.
Кульминационным моментом стала мировая премьера «Кадиша» Алексея Курбатова для тенора, хора и оркестра, написанного в 2014 году специально к этому концерту — на этой высокой ноте и завершился вечер.
Елизавета Беляева, InterMedia