«Все и сразу»: Провинциальные рок-н-ролльщики ****
Пресс-показ киноленты «Все и сразу» состоялся в Центре документального кино 16 мая 2014 года. Режиссер – Роман Каримов, в главных ролях: Антон Шурцов (Тима), Александр Паль (Дэн), Артем Костюнев (Жора), Юлия Хлынина (Мотя) и другие. Сценарий фильма – Роман Углеватый.
Небольшой подмосковный городок, наши дни. К парню по имени Дэн очень невовремя приезжает из Москвы сестра, которая попала в небольшую заварушку и теперь собирается отсидеться у него в квартире. В это время школьный товарищ Дэна Тима получает предложение от местных бандитов: он должен инсценировать ограбление наркокурьера. Тима, зарабатывающий на жизнь перегоном автомобилей, считает, что это настоящий шанс «выбиться в люди». Попутно он втягивает в это Дэна, который собирается тайком переправить сестру в Европу – от греха подальше. Дальше что-то идет не так, и у друзей вместе с водителем Жорой начинаются неприятности...
Роман Каримов снял отличный комедийный боевик в лучших традициях Гая Ричи. «Все и сразу» замешан на экшне и смешных диалогах между драками и перестрелками плюс немного минора под конец. Отличительная черта фильма – его «русскость» и «местечковость» (недаром рабочее название картины – «Провинциалы»): с первых же кадров понятно, что действие кино может происходить только в России. Все эти лужи, в которые наступают герои, идя на дело; сосиски, которые Мотя съедает первым делом, прибыв домой; наконец, лента скотча, на которой бандиты никак не могут найти нужный кончик – именно внимание к деталям формирует целую картину, заставляет зрителя узнавать на экране свой быт и смеяться до колик. В ленте Каримова нет оторванности от жизни, он очень честно рассказывает истории о «ребятах из соседнего подъезда», избегая при этом натянутых диалогов и «провисаний» в повествовании (что выгодно выделяет «Все и сразу» из общей массы российских кинолент). Режиссер не боится снимать непрофессиональных актеров и по ходу съемок немного отступать от сценария – и это тоже играет свою роль в органичности картинки. Очень чувствуется обстоятельное и любовное отношение к своему детищу.
«Все и сразу» стоит смотреть молодой публике (соблюдая возрастной ценз, само собой) и поклонникам творчества Каримова: режиссер остается верен себе и не разочаровывает. Пусть вас не смущают постеры к фильму в духе Камеди-клаба: к рекламной кампании Роман не имеет никакого отношения, и фильм «совсем не про это».
В диалогах ленты проскакивает множество фраз, которые легко могут уйти в народ – вроде «Битие определяет сознание» и «Я в лидеры не хочу, мне бы просто грабить и убивать». Эти прибаутки немного роднят «Все и сразу» с русскими народными сказками, где добро побеждает зло и каждый получает по заслугам. При этом кино идет немного другим путем: в нем нет абсолютно добрых или злых персонажей, а есть простые парни, которым предстоит по ходу действия немного измениться – каждому по-своему – чтобы прийти к открытому финалу, за которым проглядывает их дальнейшее возможное будущее. Здесь я позволю себе немного не согласиться с режиссером, который делал упор на то, что герои хотели всего и сразу: всего и сразу хотел только один из них, второй же поступал по велению долга и не стал бы рисковать, не будь его сестра в беде.
У ленты есть серьезная заявка на успех: уже на пресс-конференции сразу после первого показа фильм сравнивали с такими культовыми для российского зрителя картинами, как «Брат» и «Я шагаю по Москве». Еще картину тянет сравнить с нашумевшим «Горько!»: их роднит сатира и пресловутый смех сквозь слезы, а еще финальные и по-своему трогательные сцены обеих лент проходят в маленьком автобусе. Ну и вообще – тянет после такого задуматься о судьбах родины.
Татьяна Трейстер, InterMedia