«Я не вернусь»: Нас не догонят ****
Пресс-показ драмы «Я не вернусь» (Россия, Эстония, Финляндия, Беларусь, 2014 г., режиссер Ильмар Рааг, в ролях – Полина Пушкарук, Вика Лобачева, Андрей Астраханцев, Сергей Яценюк, Ольга Белинская) состоялся 27 мая 2014 года в кинотеатре «Синема Стар Марьина Роща».
Аня (Полина Пушкарук) выросла в детдоме, ей удалось пробиться, поступить в питерский вуз, закрутить роман с профессором. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но тут на пороге ее съемной комнаты явился призрак из прошлого. Бывший воспитанник детдома оставил у нее на хранение пакет, после чего нагрянула полиция и обнаружила в нем наркотики. Увидев, что дело пахнет тюрьмой, Аня пустилась в бега.
Ей удалось прикинуться несовершеннолетней и попасть в детприемник, где она познакомилась с 13-летней Кристиной (Вика Лобачева), которая мечтала уехать к бабушке в Казахстан. Однажды обеим девочкам удается сбежать из приемника, и они отправляются в далекий путь до Казахстана автостопом.
Размеренная и с какой-то совершенно не свойственной русским режиссерам деликатностью снятая драма, «Я не вернусь» - новая работа эстонского режиссера Ильмара Раага, прославившегося в узких кругах убийственной во всех смыслах слова картиной про школьников «Класс» (2007 г.). Фильм не может не расположить зрителя своей интонацией: несмотря на сюжет, в нем нет чернухи, тоски и безнадеги – никакой, по оценке режиссера, «социальной порнографии», а главные героини хоть и изъясняются порой на жаргоне, но не забывают про «надевать» и «одевать». Драме присуща даже некоторая отстраненная поэтичность (возможно, причина в операторе-финне и режиссере-эстонце?), чего недостает, к примеру, семейной комедии «Подарок с характером», герои которой тоже путешествуют по России.
Основное достоинство фильма «Я не вернусь» - актерская работа. Полина Пушкарук и дебютантка Вика Лобачева (она, кстати говоря, на самом деле выросла в детдоме) заставят переживать даже самого черствого зрителя. Бесхитростные сказки, которую весь путь рассказывает Кристина, отличаются от типичного детского фольклора («в черном-черном городе…») тематикой (детский дом, воспитки) и неизбывной детской тоской по нормальной семье. Режиссеру и впрямь удалось за всей этой социальной стороной (коррупция и лень правоохранительных органов, необустроенность детских домов) разглядеть притчу о неумении и нежелании любить ближнего своего, роман взросления и воспитания, замаскированный под роуд-муви в неприукрашенных российских реалиях.
Резюме: «Я не вернусь» - нетипичное русское кино, снятое европейским режиссером (пусть и с советскими корнями), который мог шокировать (см. «Класс»), но выполнил свою работу очень деликатно. Это трогательная драма, для просмотра которой рекомендуется запастись носовыми платками. Тем не менее, она вполне способна вселить в зрителя оптимизм и надежду.
Денис Шлянцев, InterMedia