Рустам Штар - «На краю одиночества» **
2014, Warner Music Group
Сначала была группа «Штар», образованная, между прочим, в уже далёком 1994 году. Проект позиционировался как цыганский - этакий российский ответ Gipsy Kings. Но своего «Bamboleo» у группы не случилось, и вообще, мечтая играть смесь джаза и фламенко, коллектив на деле был вынужден соответствовать поп-форматам. Самой известной песней «Штара» осталось «Красное платье» - далеко не «Bamboleo». Однажды ваш рецензент не без удивления узнал, что среди смуглых участников квартета цыган только один - Рустам Плёнкин, а остальные в основном армяне. Знающие люди объяснили, что для цыганских проектов это в порядке вещей: лидер должен быть единственным, иначе внутренняя конкуренция убьёт творчество, а для диаспоры достаточно, чтобы цыганом был хотя бы один участник проекта. (С этой точки зрения и «Корни» цыганский коллектив, как бы странно это ни звучало для не-цыган.)
Всё это противоречило первоначально заявленной идее группы и в итоге эволюционировало в сольный проект Рустама. Группа «Штар» перешла в разряд аккомпанирующего коллектива, а её название - не громкое, но в целом известное - стало новым псевдонимом г-на Плёнкина. Это как раз закономерно: называя группу «Чехов», её лидер Павел Евлахов фактически отказался от своей фамилии и вскоре стал почти официально называться Чеховым. Но если вдуматься, то опять получается неувязочка: «штар» по-цыгански означает «четыре» и символизирует всё же идею группы. И название сольного проекта кому-то кажется удачным использованием относительно раскрученного бренда, а для носителей языка звучит нелепо: Рустам Четыре.
Судя по новому альбому, решение сосредоточиться на сольной карьере всё же было правильным. По крайней мере, наконец-то удалось расслышать небезынтересный и сильный голос Рустама, который в группе звучал, казалось, менее ярко. Теперь у него обнаружился хороший эстрадный вокал, требующий столь же качественного репертуара. Ухода во фламенко от исполнителя ждать не приходилось, но можно было предположить, что он сосредоточится на серьёзных песнях, может быть, эстрадно-кроссоверного толка. Этого, однако, не произошло. Все свои вокальные таланты Рустам Штар расходует на до крайности банальные произведения, в которых даже драматическим обертонам не особенно веришь - поскольку они используются там, где использовались сотни раз до этого. «Давай забудем о плохом, простим друг другу всё былое, нам без друг друга не прожить, давай любовью дорожить, нас в целом мире только двое» - это, как вы поняли, про любовь. А вот про дружбу: «В жизни нелегко найти друзей порой, наша дружба нам подарена судьбой, я в своей душе её всегда храню и тебя, мой друг, за всё благодарю». Просто, понятно и вполне могло было бы пойти в народ, если бы в мелодиях было что-то цепляющее. Но нет, помимо набора до боли знакомых слов альбом представляет собой ещё и сборник смутно знакомых мотивов; не то чтобы заимствованных, но словно бы почерпнутых во всемирном банке тривиальных мелодий имени Стаса Михайлова.
Показательно, что по мере продвижения дальше по альбому аранжировки постепенно эволюционируют... то есть наоборот. Если в первых песнях есть какие-то вкусные намёки на «латиночку», то уже к середине альбома от них остаётся лишь «цыганщина» в вульгарном, кабацком понимании этого термина.
Алексей Мажаев, InterMedia