«Бахыт-компот» - «Полигимния» ***
2014, Warner Music Russia
Примерно перед каждым альбомом «Бахыт-компота» из воздуха материализуется пресс-релиз, обещающий слушателю голоса фей, райских птиц и много чего ещё. За выпуск этих пластинок берутся, как правило, серьёзные рекорд-компании, старающиеся, видимо, оправдать в глазах собственного руководства сам неоднозначный факт появления в каталоге группы Вадима Степанцова. Поэтому слова перед альбомом звучат серьёзные. Например, такие: «Полигимния» - это характерная для группы взрывная эклектика, но в этот раз с закосом в блюз и русскую народную мелодику. Безудержное русское веселье вкупе с философскими отступлениями захватывает дух, заставляя душу сначала свернуться, потом развернуться, как и любят наши люди от Балтийского моря до Берингова пролива».
Господи, зачем? Почему бы не написать по-человечески: встречайте, мол, очередной альбом «Бахыт-компота», там всё, как обычно - Степанцов ревёт подстреленным вепрем, смешивая скабрезную куртуазность, уворованные мелодии и ритмы современной эстрады и рискованные неполиткорректные высказывания. Купите и радуйтесь, если покупали и радовались предыдущим «бахытовским» дискам. Если же не покупали и не радовались, то кого мы хотим обмануть своим звонким и бессмысленным пресс-релизом?
Полигимния - это древнегреческая муза, причём её специализация озадачивает не меньше, чем тексты некоторых песен Вадима Степанцова: она отвечает за торжественные гимны, сельское хозяйство и пантомиму. На этом просветительскую функцию альбома «Полигимния», заставившего нас лишний раз заглянуть в Википедию, можно считать выполненной. Переходим к музыкально-поэтической составляющей.
Вадим сразу берёт быка за рога, открывая альбом отталкивающим романсом «Почему умирают бомжи». Месседж поэта ясен не вполне: «коль тебе ненавистен режим, посмотри, как прекрасны бомжи», «почему умирают бомжи - потому что живут не по лжи». В общем, мы не обидимся, если на эту мелодию «Бахыт-компот» когда-нибудь запишет другой текст. Трек «Красота», очевидно, символизирует ту самую «русскую народную мелодику»: в аранжировке доминирует баян, а Степанцов косит под какую-то псевдофолковую Кадышеву - впрочем, не настолько глумливо, чтобы рекомендовать эту песню для прослушивания. Куда рискованнее и интереснее «Сегодняшний день» - это такое описание идеального дня с точки зрения поэта, которому до всего есть дело. В списке высказанных в песне сокровенных мечтаний лирического героя - смерть певицы Мадонны во сне, признание Михаила Горбачёва в своей дурости, полный исход арабов из Парижа и возвращение четырнадцати республик в Союз. В принципе, эти идеи вполне соответствуют тем, что Степанцов высказывает в фейсбуке, но в стихах у него получается явно изящнее.
«Аллилуйя» похожа на молитву, причём Вадим изо всех сил пытается быть серьёзным и даже смиренным, но получается плоховато, хотя ожидания, что он что-то сейчас выкинет, до конца песни не оправдываются. Зато вполне оправдываются ожидания от композиций «Маруся», «Мышонок», «Нежность» и «Текильщица», где Степанцов по обыкновению поёт про баб-с. Поклонникам поэта также рекомендуется «Верняк» - здесь в рок-н-ролльных ритмах звучит несколько десятков рифм к заглавному слову, причём местами весьма неожиданных. На финал оставлены чуть переработанный хит «Эротоман» и садистская композиция с жизнеутверждающим названием «Не ссы в компот».
Алексей Мажаев, InterMedia