Сергей Гурьев: «Россия – это страна скорее идеи, чем формы»

О МИНИ-СООБЩЕСТВЕ «АКУСТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ»

- «Акустическая Ассоциация» или АкАссо» была организована два с лишним года назад по инициативе одухотворенного рок-барда Алексея Воронина, экс-участника рок-кабаре «Кардиограмма» Алексея Дидурова. Леша Воронин и является вдохновляющей двигательной силой и душой «Акустической Ассоциации». Я тут никоим образом не организатор: любые административные качества, если они у меня когда-то в зачаточной форме и были - во времена «Подольска-87» или «Индюков», например, - с годами только атрофируются. Только люблю, сочувствую, оказываю моральную поддержку... <…>  Короче, АкАссо - это некая формация, более-менее приверженная направлению, которое я бы определил как «пост-бард-рок». Если традиционный бард-рок является неким хребтом того архаичного уже явления, которое принято называть «русским роком», то «пост-бард-рок», в моем понимании, это нечто более музыкальное, в нем больше барокко и маньеризма, меньше прямолинейности, больше полутонов, какой-то стилистической гибкости или зыбкости и так далее. Здесь продолжаются традиции русской рок-песни, но не в условиях «рок-революции», которая у нас была четверть века назад, а в непростой и упругой ситуации постинформационного общества. На которую все участники сообщества, куда входят очень разные авторы-музыканты, реагируют по-разному, по-своему.

О РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ

- Многие, включая меня, считают, что Россия – это страна скорее идеи, чем формы. Форма – это там, на Западе, а в России преобладает идея. Даже если брать такого хрестоматийного русского мастера формы, как тульский косой Левша, который подковал блоху, он же существовал только как идея, придуманная Лесковым… И особенно заметно эта закономерность проявляется, конечно же, в рок-музыке. Никто же, если он захочет насладиться искусством рок-музыки как таковой, не станет слушать русскую - это я, согласись, отъявленную банальность сказал… Русский рок слушают, если хотят услышать какую-то идею, только как бы символически облаченную в, как правило, кривовато пошитый рок-костюм. Есть, конечно, исключения, где и у нас с рок-формой всё хорошо, но таких исключений мало: «Телевизор» эпохи расцвета, «Вежливый отказ», который, строго говоря, и не рок-музыка… Даже если брать такой общепризнанный символ музыкальности, как «Аукцыон», там с балансом всё было хорошо много лет назад, когда на барабанах ещё играл Черидник, ещё не ушёл Матковский, а Лёня Фёдоров только набирал обороты. Знаменитая тринадцатилетняя пауза в альбомографии «Аукцыона» не с потолка упала.

СЧИТАЕТ ЛИ, ЧТО АВТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ ДЛЯ РОССИИ БОЛЕЕ ОРГАНИЧНЫ, ЧЕМ РОК-ГРУППЫ?

- Я вообще по жизни опасаюсь тезисов в чистом виде, но в каком-то смысле – наверное, да, как-то так. Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, что какой-то наш «сингер-сонграйтер» начинает путь творческий путь один - и выглядит весьма индивидуально, самобытно, как яркая отечественная рок-личность. И органично выглядит! А потом он, стремясь к усугублению звучания, постепенно обрастает всякими бас-гитарами и прочей «рок-электрической» атрибутикой – и всё это обычно начинает отдавать усреднённостью, заштампованностью, условно скажем, вторичным брит-роком средней руки. Для меня ценность «Акустической Ассоциации» в том, что она как бы стремится обнажить акустическую первооснову русской рок-песни как идею.

О ПРЕДЩЕСТВЕННИКАХ «АКУСТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ»

Тот же покойный Лёша Дидуров, упоминавшийся уже лидер рок-кабаре «Кардиограмма», из недр которого вышел создатель АкАссо Лёша Воронин, одним из первых у нас провозглашал подобные идеи… если вообще не первым. Группа Дидурова «Искусственные дети», действовавшая в середине 80-х, как раз была таким творческим экспериментом - по выведению формулы акустической идеи русского рока. Дидуров говорил, что, так как английские слова короче русских, для естественно отрывистых английских фраз «электрическая» аранжировка вполне органична. А вокруг более раздумчивой русской поэтической и песенной лексики правильнее плести акустическую вязь – что-то такое вспоминается из наших бесед тех лет… В 90-м году в Череповце проходил легендарный фестиваль «Рок-Акустика», где выступали Юрий Наумов, Янка, Силя, Майк, Рыженко, покойный Вова Сигачев… Но это были типа «звёзды», а ещё организатор Женя Колесов (позднее – известный издатель «Гражданской обороны») приглашал туда всяких молодых участников, которых отбирал по похожему принципу. Главным открытием того фестиваля стал Женя «Чича» Чичерин из Перми, тоже покойный уже, к сожалению… Затем, во второй половине 90-х, в клубе «Форпост» близ метро «Спортивная» - тогдашнем реальном центре московского рок-андеграунда – регулярно проходил фестиваль акустической рок-музыки «Единение». Я там, к слову, входил в жюри – вместе с Умкой, Ником-Рок-н-Роллом… Там тоже провозглашался похожий лозунг, что-то типа «акустика – это когда всё предельно искренне, когда невозможно спрятаться за мощный звук…». Но сейчас рок-акустика – явление совсем уже, к сожалению, не трендовое, и в этой нише, кроме АкАссо, не припомню, и есть ли ещё хоть что-нибудь.

ПЛАНИРУЮТСЯ ЛИ КОНЦЕРТЫ В ДРУГИХ ГОРОДАХ?

- АкАссо - всё-таки не группа, а отдельные, довольно разные по психотипу и ментальности творческие единицы. В Москве их в одно время в одно место в нынешнюю эпоху тотальной разобщенности собирать всё-таки проще… Кроме того, есть отдельный технический момент: «Курцвейл» Марины Барешенковой довольно-таки трудно транспортируем. Впрочем, если где-нибудь в Туле, Калуге или Муроме всплывут какие-нибудь благосклонные к концепции АкАссо клубы с живым роялем…

О ТЕЧЕНИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

- Отдельно взятый Лёша Воронин, как мне кажется, давно и хорошо интегрирован в это течение. Но в целом «музыкальный крен» большинства участников АкАссо не дает чуткому к своим «настроенческим» канонам миру авторской песни признать их за «своих». Например, когда известной пропагандистке КСП на «Эхе Москвы» Нателле Болтянской принесли диск Марины Барешенковой, «родственной души» она тут не увидела. В древности, когда в новинку у нас был рок как таковой, уже давно к тому времени сформировавшийся «каэспэшный круг» с большим ожесточением отторгал и первых рок-бардов, того же Сергея Рыженко. Что называется, чуяли чужаков…

О БУДУЩЕМ МУЗЫКИ В РОССИИ

- Ну, рэп, хип-хоп – всё это сейчас успешно заняло огромную нишу русскоязычной молодёжной музыки, где раньше находился рок. С ними пересечений вообще никаких нет. С русским фолком – чуть больше, хотя более массовым спросом пользуется скорее универсальная этника, world music… Но для какой-то интеграции жанров предпосылок, по-моему, нет. Всплеск интереса может произойти по каким-то другим причинам: какая-то песня вдруг попадает в популярный саундтрек или пресыщение условным рэпом даёт внезапный откат в данном конкретном направлении, по которому, как окажется, все вдруг стосковались… Задача пока видится в том, чтобы не давать угаснуть важной и дорогой моему сердцу музыкальной традиции.

(Алексей Абакшин, soundrussia.ru, 17.06.14. Полностью интервью с Сергеем Гурьевым можно прочитать здесь)

Последние новости