Илья Лагутенко: «Мне приходится лично ходить на встречи и объяснять, где находится Владивосток»

О МУЗЫКАЛЬНОМ ПИРАТСТВЕ

— Пиратство — безусловно, большая проблема для людей, создающих музыкальную продукцию. Золотые времена рок-н-ролла и грамзаписи 70-80-х я не застал, но знаю, что в Советском Союзе пусть и не музыканты, но хотя бы фирма «Мелодия» наживалась на продаже пластинок. Система продажи лицензированной музыки позволяет некоторым музыкантам выживать, но это не наш случай, мы не надеемся, что кто-то всерьез будет заниматься защитой нашей интеллектуальной собственности. Начало активных гастролей группы «Мумий Тролль» совпало со временем прихода интернета в наши дома. Мы были одной из первых групп, обозначивших свое присутствие в интернете, — у нас очень рано появился свой сайт, и альбом «Точно ртуть алоэ» мы выложили для бесплатного скачивания еще в 1999 году. Это шло вразрез с интересами выпускающей компании, но мы понимали, что иначе никак не сможем победить реальность.

О ПОТРЕБЛЕНИИ МУЗЫКИ

— Публика за годы сменилась. Мы по-другому потребляем музыку. Я не стою в очереди у магазина грампластинок. Но иногда проще заплатить денег за запись малоизвестной группы, потому что только потеряешь время, пока найдешь ее в глубине торрентов. Это не так дорого стоит: купить пластинку — дешевле, чем скушать салат в общепите в Москве. Но почему-то за салат мы готовы платить, а за музыку нет.

О ФЕСТИВАЛЕ «V-ROX»

— Идея фестиваля «V-Rox» — идея открытий: люди должны сами открывать интересное вокруг себя, а не полагались на чье-то мнение. Есть понятие хедлайнерских фестивалей, когда промоутер ориентируется на то, что хорошо покупается. Единственная цель таких мероприятий — получить деньги за знакомые имена, как за тот же салат. Мне хочется сделать наоборот, пусть даже при этом не будет никаких денег. Хочется, чтобы люди видели, что происходит вокруг, а также открывали самих себя. В данном случае мы говорим о Владивостоке и Дальневосточном регионе, который, несмотря на географическую близость, недостаточно адаптирован в бурно развивающуюся новоазиатскую культурную среду. Владивосток — молодой город, и люди в основном там живут молодые, что-то там вроде бы происходит, но людям не хватает базы для понимания, зачем все это. Масштабные творческие лаборатории — единственное, что может этот котел идей заставить забурлить, произвести интересные вещи.

ОБ ОБЩИХ ЧЕРТАХ РУССКОЙ И АЗИАТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

— Китай и Корея тоже изначально, как и Россия, не были включены в мировой музыкальный рынок, и там сейчас происходит развитие независимой сцены. В России еще был какой-то андеграунд, в 70-е слушали пластинки рок-групп, а в Китае этого не было принципиально, у них воробьев стреляли. Десять лет назад китайского рок-андеграунда не было, но в последние годы благодаря экономическим успехам страны, ее интеграции в экономику земного шара, локальная рок-сцена неплохо и развивается. Бизнес артистов поддерживает. По сути, они производят пиратские копии рок-н-ролла. То же и в Корее, и у нас. Хотя у нас это может остановиться: людям надо общаться, а чтобы из Владивостока добраться до ближайшего Хабаровска, нужно преодолеть 1000 километров, это много и дорого, а уж чтобы добраться из Москвы до Владивостока... Я разговаривал со многими молодыми музыкантами из Москвы, им дешевле в Нью-Йорк слетать, чем во Владивосток, и это жизнь, ничего не поделаешь.

О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ВЛАДИВОСТОКА

— Вокруг Тихого океана все и происходит. В последнее время я много занимаюсь не только своим фестивалем «V-Rox», а вообще развитием культурной жизни Владивостока, и не только из-за того, что я такой большой патриот. Я искренне верю в его потенциал в связи с тем, что происходит в новой Азии.

Считается, что все регулирование музыкального и художественного бизнеса нашей страны должно проходить через европейских агентов, в основном лондонских и берлинских. А что касается Азиатского региона, то агенты музыкантов, художников, артистов в основном заседают в Лос-Анджелесе, в Калифорнии. Мне приходится лично ходить на встречи и объяснять, где находится Владивосток: в 10 часах лета от Москвы и всего в одном часе лета от Токио. Поэтому даже гастрольные маршруты должны выстраиваться соответственно. Мы устанавливаем контакты с фестивалями и на западном американском побережье (например, Coachella Valley Music and Arts Festival), и с японским фестивалем Summer Sonic, и с фестивалем PentaPort в Корее. Владивосток должен быть вписан в азиатско-тихоокеанскую культуру. Это не только логично, это и эффективно. И это отнимает у меня много времени и ресурсов, признаюсь честно.

О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗВНЕ

— Нам очень трудно изыскивать возможности для финансирования фестиваля, хотя нас поддерживают городские власти. Но хотелось бы, чтобы наши большие бизнесы тоже почувствовали свою социальную ответственность. Но им сейчас не до этого, а на Дальнем Востоке вообще сложно: газ там не роют, нефть тоже. Регион до сих пор дотируется государством, а государство сейчас другими вещами занято. Время, конечно, должно пройти. Но важно время не упустить. Владивостоку один раз шанс уже предоставлялся, лет 20 назад, тогда все говорили о свободных экономических зонах. Но тогда Китай все выиграл. Сможем ли мы второй раз перейти эту реку? Сейчас построили замечательный университет на 40 тысяч человек, он ориентирован на зарубежных студентов, и у меня возникает мысль: зачем зарубежному студенту ехать во Владивосток? Что-то же там должно быть такое интересное в местной жизни? Зачем он поедет туда, а не в Гонконг или в Сеул?

О ПРОДВИЖЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ

— Не только российской музыке, не только городу Владивостоку — нам всем очень не хватает продвижения собственного положительного образа. Не лубочного, а который есть на самом деле. Все знают, что мы суровые и что у нас плохо. А что у нас хорошо — этого никто не знает. Но кто это должен рассказывать? Вот так, потихоньку, мы такими событиями и будем делиться. Если не самоизолируемся, конечно. Не все шашками махать — пусть лучше люди поют.

(Анастасия Сырова, lenta.ru, 18.06.14)

Последние новости