«Трансформеры: Эпоха истребления»: Разрушили Чикаго – разрушим и Пекин ****
Российская премьера фильма Майкла Бэя «Трансформеры: Эпоха истребления» прошла 23 июня 2004 года в рамках Московского Международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь». Главные роли в фильме исполнили Марк Уолберг («Отступники», «Ограбление по-итальянски»), Никола Пельтц («Повелитель стихий»), Джек Рейнор («Кукольный дом»), Стэнли Туччи («Терминал», «Голодные игры», «Первый мститель»).
Майкл Бэй хорошо известен как режиссер без чувства меры. Причем сказывается это и на крупных блокбастерах, типа серии про Трансформеров, и на более мелких проектах, снимаемых, по выражению режиссера, для души, типа малобюджетного фильма «Кровью и потом: Анаболики». Мнения критиков об этих работах обычно делятся поровну: кто-то называет Бэя амбициозным и талантливым режиссером, кто-то считает, что у него вообще нет режиссерских способностей. А разгадка проста: Майкл Бэй – постановщик очень одноплановый. У него прекрасно выходит экшен – по части динамичных сцен он просто не знает себе равных. Удерживать зрителя перед экраном на протяжении тридцати-сорока минут непрерывных драк, погонь, взрывов и разрушений – такое не каждому дано. При этом все, что находится в промежутке между экшеном, получается, мягко скажем, не очень. Диалоги никогда не блистали интеллектуальностью, актеры не показывали какой-то серьезной драматической игры (десептиконы разрушают Нью-Йорк, а Меган Фокс своим немигающим взглядом задумчиво смотрит вдаль…). Если судить по сборам, зрители восприняли такой подход хорошо: никто не ходит на «Трансформеров» ради того, чтобы посмотреть на глубокие человеческие отношения или бытовой реализм. В экшене Майкл Бэй задал определенную планку, которую взялся постепенно поднимать. В новых «Трансформерах» ему-таки удалось перейти на новый уровень!
Итак, после событий третьего фильма прошло четыре года. Автоботы и десептиконы покинули планету, а человечество продолжило учиться на ошибках прошлого, взялось за исследование и воспроизведение внеземных технологий. Чиновники стали культивировать в массах нелюбовь к пришельцам, бросили все силы на борьбу с возможным возвращением угрозы. Позицию правительственных организаций действительно можно понять: после битв в первой части осталось столько разрушений, что восстановление заняло не один год и пробило немалую брешь в бюджете США.
Итак, в секретных лабораториях на военные гранты ведутся разработки земных аналогов трансформеров, главным из которых должен стать Гальватрон. В это время отец-одиночка, изобретатель Кейд (Марк Уолберг), находит старый ржавый грузовик. Он хочет продать его на запчасти, чтобы оплатить долги за дом и учебу дочери, но полуразвалившееся транспортное средство внезапно оказывается Оптимусом Праймом – главой автоботов. Тут Кейд невольно привлекает к себе внимание правительства, из-за чего ему приходится начать серьезную борьбу за выживание, сражаясь на стороне пришельцев и останавливая жестокие и опасные для человечества научные эксперименты. На Землю в то же время прилетает Локдаун – десептикон, стремящийся похитить Оптимуса Прайма и вернуть его к «создателям» (по-видимому, имеются в виду Квинтессоны, которых ранее можно было наблюдать только в мультсериале 1984-го года).
Сюжет ленты усложнился, но не слишком значительно, зато резко вышла за границы привычного грандиозность событий. «Трансформеры» - это эпичное полотно, действие которого разворачивается сначала в Америке, а потом в Китае, мельком затрагивая Крайний Север. Масштабы разрушений решительно не поддаются словесному описанию, и, если в какой-то момент экшен все-таки сбавляет обороты, удается только подумать про себя: «Бедный Пекин!». После этого картина снова резко поглощает все внимание – об этом режиссер позаботился всеми возможными способами. Например, помимо уже известных нам трансформеров, в эту часть впервые ввели диноботов, умеющих превращаться в огромных механических динозавров.
Фильм, как уже было сказано выше, перешел на новый уровень: зрителей ожидает самая длинная экшен-сцена за всю историю кинематографа! Действие перемещается на новых персонажей, раскрывает другую сюжетную линию – но динамика при этом не теряется, а темп ленты за редким исключением не замедляется. При общей эпичности и зашкаливающем уровне пафоса диалоги уже становятся не столь принципиальными, хотя косяки и неуместные сцены все же иногда встречаются.
На пользу фильму пошло и обновление актерского состава. Шайя ЛаБаф и Меган Фокс слишком примелькались в первой трилогии, так что новые лица с подачи режиссера вдохнули во франшизу новую жизнь.
В большинстве современных блокбастеров беда с женскими персонажами: основная масса – это агрессивные бой-бабы, рвущиеся в бой с грудью наперевес. А давно ли на экране появлялись женственные героини, которые в беде просто искренне боятся и ждут помощи? Вот у Майкла Бэя такой персонаж есть на одной из главных ролей! Казалось бы, героиня клишированная, но как непривычно наблюдать ее в современном кинематографе! Это действительно воспринимается как глоток свежей воды. А ведь таких неожиданных образов в фильме много. Даже главных злодеев назвать плоскими, если вдуматься, никак не получается.
Там, где ситуацию не спасает ни эпичность, ни новые образы, Майкл Бэй использует юмор и самоиронию, которых, как оказалось, у него в рукаве достаточно. Шутки про засилье сиквелов в современных кинотеатрах, пасхалки на тему продукции Hasbro (все еще помнят поняшек из мультсериала «Дружба – это чудо»?), доведение клише до абсурда, внезапный слоу-мо – все это как раз помогает спасти не самые удачные сцены в перерывах между динамичным экшеном.
Фильм однозначно рекомендуется поклонникам франшизы и Майкла Бэя. «Трансформеры» удивят и основных своих противников неожиданно глубокой проработкой персонажей. Фанаты Шайи ЛаБафа и Меган Фокс могут обойти фильм стороной, хотя надо заметить, что Марк Уолберг тоже прекрасно справляется с тем, чтобы задумчиво смотреть вдаль, подобно героине Микаэле Бейнс из первой трилогии. Впрочем, действительно немного жаль, что никто из старых персонажей не появляется даже в камео. Видимо, с них приключений уже хватило.
Павел *Критикобот* Соломатин, InterMedia