«Алиса» - «Чёрная метка» (документальный фильм) ***
2014, YouTube
Энциклопедическую статью «Что такое российская рок-звезда?» надо, конечно, иллюстрировать фотографией Константина Кинчева, невероятного харизматика, крайне убедительного в любых проявлениях, даже противоречащих друг другу. Он то страстно пропагандирует «жги-гуляй»-излишества, то становится истово православным, то ругает подтасовки на выборах, то готов поддержать жуликов и воров только потому, что они наши - и всё это мощно, красиво, без тени сомнений, недаром «Армия «Алисы» продолжает следовать за своим стареющим пастырем. Я к этой армии не принадлежу, поэтому каждая встреча с Константином Евгеньевичем удивляла меня до недоумения. Помнится, однажды шёл я на интервью с чёткой установкой никак не упоминать Господа нашего Иисуса Христа, ибо Кинчев как раз был повёрнут на этой теме. Не тут-то было! Рок-герой нашёл, как вывернуть на религиозную тропку, а вывернув, ни о чём другом уже не говорил. В другой раз Кинчев сообщил, что у России нет других союзников, кроме армии и флота, и выразил сожаление по поводу вороватости бояр, которые кучкуются вокруг во всех отношениях достойного царя. В следующую встречу Константин Евгеньевич был настроен вполне оппозиционно, уверяя, что в стране творится много неправильного, и это нужно менять. Ну а о том, что других чиновников у них для нас нет, поэтому нужно поддерживать этих в их воровстве, лидер «Алисы» заявил не так давно - но всё с той же уверенностью.
К чему все эти воспоминания? А просто оказалось, что противоречивость взглядов Константина Кинчева вполне ярко представлена в документальном фильме «Чёрная метка». Снят он давно, но только в 2014 году был смонтирован в более-менее нормальном качестве витебским режиссёром Сергеем Петрусем. Получается, к юбилею одноимённого альбома, самого мрачного в дискографии «Алисы». В качестве видеоряда использованы фрагменты концертов, документальное роуд-муви с гастролей, интервью и прочие исторические свидетельства, призванные возбудить в зрителе воспоминания о рок-н-ролльной юности и портвейна по подъездам.
В течение фильма, охватывающего мизерный отрезок биографии «Алисы», Кинчев показывает совершенно разные свои лица. Вот он раздражённая рок-звезда, огрызающаяся в ответ на наивные вопросы интервьюера. А вот он рок-звезда на отдыхе - ходит по Улан-Удэ и глумится над гигантской головой Ленина, закопанной на центральной площади. Вот он подробнейшим образом расшифровывает смысл слогана «Бей, паскуда, вольных», затем задвигает мировоззренческие телеги, а потом довольно жёстко отчитывает фанатов, которые мочатся в его подъезде.
Трагическая история создания «Чёрной метки», посвящённой покончившему жизнь самоубийством гитаристу «Алисы» Игорю Чумычкину, в первой половине фильма практически не упоминается, но во второй части тональность рассуждений Кинчева резко меняется. Он много говорит о наркотиках, о том, что от этой беды невозможно спастись без покаяния, о гордыни и смирении и т.д. В эти моменты многоликий Константин совершенно не похож на того рок-раздолбая, который шутит над «Лукичом». Хорошо, что для политических взглядов в фильме места не нашлось: можно предположить, что представления Кинчева образца 1994 года сегодня показались бы нам, мягко говоря, экстравагантными.
Алексей Мажаев, InterMedia