«Мой Аттила Марсель»: В поисках потерянного времени ***
Пресс-показ музыкальной комедии «Мой Атилла Марсель» (Attila Marcel, Франция, 2013, режиссер Сильвен Шомэ, в ролях Гийом Гуи, Анн Ле Ни, Бернадетт Лафон, Элен Венсан, Луис Рего, Фанни Турон, Жан-Клод Дрейфус) состоялся в рамках 36-го ММКФ в Театре Киноактера.
Талантливому пианисту Полю (Гийом Гуи), онемевшему после трагедии, случившейся с его родителями, тридцать лет. Он живет в парижской квартире с двумя своими тетями, которые хотят видеть его виртуозом и лауреатом множества конкурсов. Кроме того, Поль аккомпанирует им в танцевальном зале. Жизнь его размеренна, ничто не выбивает героя из наезженной колеи.
Однажды юноша случайно попадает в квартиру своей эксцентричной соседки мадам Пруст (Анн Ле Ни) - хиппующей буддистки со странностями. Одна из таких странностей – огород посреди огромной комнаты, другая – укулеле, на которой женщина постоянно бренчит. Третья странность, впрочем, приносит мадам немалый доход: это выращивание различного рода психоделических растений (спаржа, ага, так мы и поверили) и грибов. Как выясняется, с помощью фирменного чая и печенья мадам Пруст (говорящая фамилия!) можно отправиться в собственное прошлое. Так Поль решает выяснить, что именно произошло с его родителями.
Режиссер «Аттилы Марселя» в свое время прославился анимационной картиной «Трио из Бельвилля». Его же очень хороший «Иллюзионист» по сценарию Жака Тати был выдвинут на «Оскар», хоть широкая публика ленту и не запомнила. На постере «Аттилы Марселя», дебюта режиссера в игровом кино, красуется надпись «от продюсеров «Амели», и, в принципе, если вы хотите резюмировать общее впечатление от фильма, то можете назвать ленту «Мужским вариантом «Амели» под грибами». Ярко, провокационно, но не совсем корректно.
У Сильвена Шомэ свой, отличающийся от режиссера «Деликатесов» и «Амели», почерк, свои творческие закидоны. Например, это пристрастие к эксцентричным тетушкам/бабулькам и музыкальным номерам в DIY-духе Мишеля Гондри. «Трипы» главного героя не отличаются особенной психоделичностью (что взять со спаржи? Разве что гигантских лягушек, играющих джаз), а старомодный французский шансон ласкает слух.
Сложно не поддаться очарованию этого фильма, главного героя и его родителей. Гийом Гуи играет не только Поля, но и его отца, прославленного танцора-боксера Аттилу Марселя. Поражают воображение и второстепенные персонажи, например, врач (Сири Коутон), хотевший стать таксидермистом. Предупреждаем: чучела его работы могут вызвать (и непременно вызовут) гомерический смех в зале.
Резюме: эксцентричная, по-хорошему старомодная и меланхоличная комедия, явно вдохновленная многими авторами - от Марселя Пруста до Жака Тати. Она напоминает зрителям о важности воспоминаний, о том, что именно в прошлом лежит ключ к будущему.
Денис Шлянцев, InterMedia