«Два дня, одна ночь»: Своя рубашка ближе к телу, а хата – с краю ***
Пресс-показ социальной драмы «Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit, Франция, Бельгия, Италия, 2014, режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденн, в ролях – Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Саймон Кодри, Катрин Сале, Батисте Сорнен, Ален Элуа) прошел в рамках 36-го ММКФ в Театре Киноактера.
Сандру (Марион Котийяр) хотят уволить, так как она, едва преодолев депрессию, не справляется со своими обязанностями. Почему Сандра, у которой муж и двое детей, впала в депрессию, почему и с чем она вдруг перестала справляться – это не важно. Важно то, что начальник, по сути, поставил коллег героини перед жестким выбором: либо вы все получите по бонусу в тысячу евро, либо Сандра останется на своем рабочем месте. Коллеги в такой ситуации голосуют, само собой, за бонус.
Но не все. Ближайшая подруга Сандры уговаривает начальство провести повторное голосование, и теперь главная героиня за выходные должна выйти из очередного витка депрессии, объехать своих сослуживцев и уговорить их отказаться от премии ради нее.
Смотреть эту безрадостную драму довольно тяжело. Сандра раз за разом, как автомат, произносит одни и те же фразы, а ее коллеги чувствуют себя неловко, видя, как она унижается. Их реакция – согласие или отказ, 50/50.
Так же неловко чувствует себя зритель – поверить в крах всего и вся в отдельно взятой европейской семье по нашим меркам довольно сложно. Живут герои не в роскоши, но имеют (пусть взятый в ипотеку) домик, машину, дети не голодают, да и денег на питание вне дома явно хватает.
У дотошного отечественного зрителя может возникнуть куча не очень приятных вопросов к каннским фаворитам братьям Дарденн. Почему главная героиня не перенаправит свои коммивояжерские таланты на поиск новой работы? Неужели в «загнивающей Европе» так сложно временно пожить на социальное пособие и найти стоящую вакансию? Чем была вызвана депрессия Сандры? К чему вся эта антикапиталистическая паника, призывы к солидарности рабочих? К какому выводу нас подталкивает финал? И так далее.
Неосоцреализм братьев Дарденн, их фирменная манера ставить оператора чуть позади героини и следовать за ней по пятам, блестящая игра актеров – все эти ингредиенты присутствуют в ленте. Более того, «Два дня, одна ночь» - это, пожалуй, самое внятное и открытое политическое высказывание в фильмографии Жан-Пьера и Люка Дарденн.
Отчаяние Марион Котийяр не может оставить равнодушным, ее энтузиазм и личный вклад в роль не будут оспаривать даже самые прожженные циники. Но этот фильм о маленьких людях, о произволе работодателей, о том, что, в конечном счете, все мы живем по принципу «своя рубашка ближе к телу, а хата – с краю», рекомендовать к просмотру очень тяжело.
Драма «Два дня, одна ночь», пожалуй, слишком актуальна, а особенно впечатлительные зрители даже могут решить, что перед ними – тот самый портрет загнивающей капиталистической Европы, в которой обычные люди страдают от депрессии, безработица означает смерть, ипотека приравнивается к ярму, и лучше покончить с собой, чем так жить. То ли дело у нас в России.
Денис Шлянцев, InterMedia