Скорбь «Stabat Mater» выстроила 3D-формат и театральную труппу

В Камерном музыкальном театре имени Покровского состоялась премьера кантаты Перголези «Stabat Mater» в постановке российского режиссера Ольги Ивановой. Авторское высказывание вышло личным и сложенным общими усилиями, потому что родилось мучительно и в технических спорах всей театральной труппы.

Работа над «Stabat Mater» продолжалась почти что до последних дней жизни композитора. Опус должен был стать всего-то альтернативой одноименному творению Скарлатти, долгое время звучащему в приходе церкви «Пресвятой Девы Марии Семи Скорбей» в Неаполе. Однако оказался в числе самых востребованных сочинений Перголези, сравнимым разве что с его оперой «Служанка-госпожа».

- «Stabat Mater» — это совершенное произведение, которое может не нуждаться в режиссуре, - посчитала г-жа Иванова до премьеры, сославшись на достаточную меру музыкальной информации итальянской кантаты. Ее замысел спектакля менялся, как и любое человеческое воображение, его психология. Сначала он был посвящен выживанию сумасшедшей с монахиней в безумном мире. Затем — женщинам в городе, которые ищут для себя единственно правильный путь.

Вечную тему — скорбь матери, оплакивающей своего сына и все страдания земного мира, Ольга Тимофеевна спроецировала в современность.

- Конечно, было искушение записать то, что происходит в каждой из новелл, - призналась Иванова. - Но эта тема настолько деликатная, что здесь навязывание излишне. Если я плохой режиссер, то никто ничего не поймет. А если хороший — всколыхнет что-то в душах людей.

Художник-постановщик спектакля Виктор Герасименко работал вместе с сыном Данилой над визуальным рядом, используя 3D-анимацию. По их словам, творческий процесс шел «вдохновенно» и «до поздней ночи», с привнесением метафорического смысла и отсутствием иллюстрирования того, что поют на сцене.

Музыкальный руководитель постановки Владимир Агронский с дирижером Айратом Кашаевым, дирижером и хормейстером Алексеем Верещагиным оттачивали музыкальную часть «долго» и «внимательно». Судя по их отзывам до премьеры с ничуть не меньшей долей увлечения, чем остальные. Правда, во многих деталях прекрасной музыки они не сумели, в итоге, сойтись.

- Мы всякий раз уходили с репетиций потрясенные, поскольку та тончайшая работа, которая была проведена с вокалистами и хором Владимиром Ильичом не может остаться незамеченной, - рассказал Айрат Кашаев. – Мы многое поняли и узнали об этой музыке под его руководством, хотя трактуем одинаковое сочинение по-разному. Основной линией остается та, которую провел наш музыкальный руководитель.

- Это сочинение, где музыканту не за что спрятаться, - подчеркнул Алексей Верещагин, рассказывая о работе над исполнением кантаты. – Это все равно что играть сонату Клементи или этюд-картину Рахманинова. Нам была задана определенная планка и мы стараемся ей соответствовать — это большое счастье, которое плохо сделать мы не имеем права.

Сольные партии в премьерной серии «Stabat Mater» исполнили молодые артистки театра: Екатерина Ферзба, Татьяна Конинская, Вета Пилипенко и Мария Патрушева. Участие хора стал возможным благодаря редакции партитуры, выполненной специально к показам спектакля Владимиром Агронским и Айратом Кашаевым.

27 августа "Stabat Mater" вместе с одноактной монооперой Пуленка "Человеческий голос" числится в афише Камерного музыкального театра имени Покровского. Благожелательный настрой общественности позволяет надеяться, что зрители смогут насладиться спектаклем и в более поздний срок.

Последние новости