
Сергей Скачков – «Половина пути» **
2014, «М2»
Сергей Скачков был вокалистом той самой легендарной группы «Земляне», которая с героическими лицами пела «Траву у дома» и «Каскадёров». На лице Скачкова героизм подчёркивали усы, что, видимо, не нравилось руководителю коллектива Владимиру Киселёву. А как еще объяснить тот факт, что в главных клипах и телесъёмках «Землян» Сергей не оказывался на первом плане, хотя и был лидер-вокалистом? Впоследствии эта несправедливость была исправлена, и в последующих клипах Скачков занимал подобающую главенствующую позицию, да вот беда – великих хитов у группы больше не было. В итоге усатый вокалист стал ассоциироваться с помпезной и банальной рокообразной эстрадой. Позже Киселёв и Скачков долго судились по поводу названия «Земляне», и нынче под этой маркой выступают незнакомые волосатые люди без усов. Сергей же работает сольно, заодно возглавляя НП ЦДЮТ под милым сердцу названием «Земляне».
Диски он выпускает вполне регулярно, но они не становятся важными событиями в мире музыке. Новейший альбом таким событием тоже станет навряд ли, ибо своему жанру Скачков верен даже сильнее, чем слову «земляне». Артиста совершенно не останавливает даже то, что особого отклика у публики его старания не вызывают. Нет, он продолжает гнуть свою линию с таким упорством, которое заставляет предположить, что никакие другие жанры ему просто недоступны.
С первой песни Сергей Скачков старательно пытается вернуть слушателей в 1983-й, и под начальные аккорды «Мужчин» вы можете непроизвольно начать петь: «На крутых поворотах машину бросает в кювет…». Но текст там оказывается более, так сказать, «взрослым»: «На мужчин, что прошли половину пути, опирается жизнь испокон…» Дальше там ещё есть тяжёлый блюзовый припев, который, впрочем, не компенсирует текстовой банальности куплетов. Про каскадёров звучало как-то органичнее, а для изложения тривиальных мудростей зрелого человека, видимо, стоило придумать другие стилистические формы. Забегая вперёд, скажем, что других форм или хотя бы приёмов в альбоме «Половина пути» для вас у Скачкова нет – сплошное вокальное мужество и хрипловато-бодрый героизм. Темы, правда, меняются, но не подход: и про жизнь «Артиста», и про «Хулигана» певец поёт примерно одинаково пафосно. Рычит Сергей Ростиславович местами знатно, но от этого начинаешь мысленно предлагать ему другой репертуар: мол, а как бы он использовал свои таланты, если бы смог сойти с проторенной тропы? Но тут мы поневоле дойдём до сравнения с другим хриплым певцом, который долго бедствовал с репертуаром, а потом ничего, нашёл выход в совмещении шансона, эстрады и рока. Правда, сравнения эти не работают, ибо у Скачкова стаж побольше, а тяги к творческому поиску, судя по этому и ещё десятку альбомов, - существенно меньше.
Поэтому – улыбнитесь, каскадёры! И не надо придираться, что я зациклился на этих каскадёрах: запомнить новые песни всё равно невозможно, особенно если они вызывают прямые (как «Люди дорог») ассоциации с хитами минувших дней. Разве что блюзовые «Крылья» звучат отчасти свежо, что не избавляет их от чрезмерной доходчивости текста. Но Скачкову куда ближе песни типа «Эй, страна!» с цитатой из Талькова: тоже очень доходчиво, зато ещё и патриотично.
Алексей Мажаев, InterMedia