Сборник «Союз. Наша Победа» ****

2014, «Студия Союз»

Фильмы про Великую Отечественную бывают разные. Есть много таких, где наши военачальники всё делают правильно, солдаты героически воюют, а один из главных героев умирает смертью храбрых. А бывают фильмы вроде «Белорусского вокзала». Там и войны-то никакой нет – вся война в лицах и поступках нескольких фронтовиков, которые в финале поют на кухне про десантный батальон, и зритель плачет.

С песнями про войну то же самое. Есть масса чеканных маршей, исполненных многоголосыми бравыми военными ансамблями. Но бывают другие – тихие песни маленького человека на войне, который не отстаивает мир и не давит каждый день гидру фашизма, а просто делает своё дело, мечтая закончить его и вернуться домой.

Когда мой дед вернулся с войны, ему было 21. Он прожил ещё почти полвека и почти ничего о Великой Отечественной не рассказывал. Награды не носил, лишь со скрипом соглашался в День Победы прицепить орденские планки к парадному пиджаку. Про георгиевскую ленточку, позже ставшую символом героизма, он тоже ничего не знал, и к громоподобным лозунгам типа «Мир отстояли!» относился скептически. Из всех звонких песен о войне он признавал только «День Победы», непостижимым образом совместивший плакатный героизм с щемящей правдой. А слушал в основном негромкие, да и то редко.

Мне повезло, благодаря деду у меня есть мерило отношения к войне: в нынешних праздничных фанфарах я слышу фальшь, а в официальных упоминаниях о погибших как-то очень мало личного сопереживания. Много громких, звонких слов, которыми, такое ощущение, пытаются заглушить не очень-то трепетное отношение к ещё живым ветеранам. Поэтому в День Победы кажутся особенно ценными негромкие, но искренние проявления – вроде переиздания на виниле «военного» альбома «Песняров» или выпуска сборника «Союз. Наша Победа». При этом «Через всю войну» «Песняров» я бы деду не подарил – вряд ли бы ему приятно было вспоминать нечеловеческие сложности войны, - а этот сборник – вполне. Хотя там и нет «Дня Победы».

К чести составителей, альбом не оказался трибьютом с участием актуальных звёзд – нет, военные песни  представлены здесь в «классических» версиях. Прекрасны «В далёкий край товарищ улетает» и «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса, «Случайный вальс» и «Дорога на Берлин», спетые Леонидом Утёсовым, «Мы, друзья, перелётные птицы» Николая Крючкова и Василия Меркурьева, «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Ефрема Флакса, «Эх, дороги» Георгия Виноградова… Без громогласного Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова тоже не обошлось, но в его исполнении «Пора в путь-дорогу» и «Смуглянка» звучат не бравурно, а даже с некоторой иронией. Хотя пять песен от «краснознамённого» - пожалуй, перебор, две-три из них вполне можно было заменить на одну из «Белорусского вокзала». Неприятно удивил и выбор версии «В землянке»: песню, которая должна быть тихой и мужской, в оглушительном фольклорном духе исполняет здесь Лидия Русланова. Видимо, таким образом издатели нашли способ вставить в сборник хоть один женский голос, но лучше бы это была Нина Ургант.

Алексей Мажаев, InterMedia

 

Последние новости