Алена Бочарова (директор Beat Film Festival): «Мы попробуем доказать, что фильмы о музыке могут собирать залы не хуже «Трансформеров»

ОБ ИДЕЕ BEAT FILM FESTIVAL

— В 2010-м я работала в кинотеатре «Пионер», Кирилл Сорокин — в клубе «Солянка», и мы оба думали о новом культурном проекте, объединяющем кино и музыку. Действовали по наитию. Кирилл обнаружил целый пласт фильмов, которые показывали на больших кинофестивалях. Это были не «рокьюментари», которые снимают на заказ к юбилею той или иной группы, а высокого уровня фильмы. 

Готовя первый фестиваль, мы не думали о том, что он станет международным и ежегодным. Было стремление познакомить с новой культурной реальностью нашего зрителя. В первый же год на фестиваль пришло около 2 тыс. зрителей. Коллеги по фестивальному цеху объяснили нам, что 300 человек в большом зале 35mm — это много, а не мало.

О ПЕРВЫХ ВЫЕЗДАХ ФЕСТИВАЛЯ

— Уже после первого фестиваля нам начали приходить приглашения привезти фестиваль в самые разные города — от Екатеринбурга до Чебоксар. В 2011 году Эдуард Бояков позвал нас делать программу для фестиваля «Текстура» в Перми. Это был наш первый региональный выезд — мы поняли, что всё может получиться. Публика в городах более внимательна и открыта, у нее гораздо меньше потребительского похода. 

В 2012 году мы сделали пробные шоу-кейсы в Петербурге и Екатеринбурге, а в 2013-м придумали федеральный формат, рассчитанный на одновременные показы в нескольких городах. В прошлом году Beat Weekend прошел в восьми городах России, в этом их будет как минимум в три раза больше.

ОБ АДАПТАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕГИОНОВ

— В программе московского фестиваля около 25 фильмов, а в программе Beat Weekend их всего пять, так что есть из чего выбирать. Конечно, мы ориентируемся в первую очередь на известные имена — Ник Кейв и Moby, группы Pulp и The National

В защиту регионов могу сказать, что в прошлом году больше всего публики собрал фильм Teenage режиссера Мэтта Вульфа. Брэдфорда Кокса из группы Deerhunter, написавшего к фильму музыку, едва ли можно назвать широко известным музыкантом, и содержание картины — о том, как появилось понятие «тинэйджер» в начале XX века, какими были первые молодежные субкультуры, — вроде бы далеко от интересов современной молодежи. Но на самом деле запрос есть не только на героев, близких молодым, но и в целом — на осмысление юности, особого образа жизни, свойственного молодости.

О ПРОКАТЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

— В первую очередь мы пытаемся создать узкопрофильную дистрибьюторскую компанию, аналоги которой есть и в Великобритании, и в скандинавских странах. Эти компании специализируются на документальном кино, и у них свои методы его подачи. Например, датская компания Dox Bio выпускает шесть фильмов в год — прокат каждого начинается в первую среду каждого второго месяца. 

В России документального кино до последнего времени боялись: прокатчики его не покупали, кинотеатры не ставили в прайм-тайм, опасаясь низких сборов. Но спрос на него определенно есть, просто оно требует более плотной работы со зрителем. Прибыль для нас — важная, но не единственная задача, нам интересно балансировать между культурными проектами и коммерческой деятельностью, нащупывая новую бизнес-модель.

О ЗАКОНЕ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОЛУЧЕНИИ ПРОКАТНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

— Для международного фестиваля прокатные удостоверения не нужны. А что касается проката, то буквально на этой неделе мы отправляем документы в Минкультуры для получения прокатного удостоверения на фильм «Еще» — о группе «АукцЫон», который выпускаем в прокат в сентябре. 

Этот закон бьет не по прокатчикам, а по культурным площадкам вроде Музея кино или Центра документального кино. Музей кино показывает много архивных фильмов, и получать на их разовые показы прокатное удостоверение — абсурдно. Центр документального кино использует модель «короткого проката», которая гораздо ближе к фестивальному формату и нацелена больше на просвещение, чем на коммерцию. Кстати, впервые эту модель использовали мы, организовав в 2012 году несколько показов фильма «Первая полоса» про газету The New York Times.

О ПЛОЩАДКАХ ДЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

— Сегодня документальное кино за редкими исключениями ограничивается так называемым клубным прокатом. Это показы на очень небольших площадках, не всегда на качественном оборудовании, часто бесплатные. Мы попробуем доказать, что фильмы о музыке могут собирать залы не хуже «Трансформеров». «Еще» в этом смысле — пробный шар, аудитория этого фильма — поклонники группы «АукцЫон», в масштабах страны их немало. 

О ПОКАЗЕ ФИЛЬМОВ О РОССИЙСКИХ РОК-ГРУППАХ

— Об ограниченном прокате. В Екатеринбурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ярославле намечены по десятку показов. В Петербурге фильм будет идти параллельно в трех кинотеатрах, в Москве тоже. Мы участвуем в формировании нового рынка и видим действительно интересные перспективы. Думаю, что аудиторию привлечет фильм о группе «Гражданская оборона», по сути, смонтированный из домашних архивов Егора Летова. 

Впервые его показали на фестивале 2morrow/Завтра, после чего я договорилась с вдовой Егора, Натальей Чумаковой, о нескольких показах в кинотеатре «Пионер», где фильм собирал полные залы, билеты раскупались мгновенно, а некоторые зрители приезжали из других городов. Наталья, вдохновившись этим опытом, решила сделать полноценный документальный фильм о ранних годах «Гражданской обороны», он будет готов в октябре.

(Алексей Певчев, «Известия», 28.07.2014)

Последние новости