«АукцЫон» - «Д'обсервер» ***
2014, «Геометрия»
На сей раз в очередной богатый бокс-сет от «Геометрии» вложен плакат, изготовленный из полиэфирного шёлка. На плакате - портреты участников группы «АукцЫон» образца 1986 года. Ход интересный, хотя придумать способ применения шёлкового постера в хозяйстве затруднительно. На стенку повесить? Странно как-то. Использовать в качестве носового платка? Неуважительно по отношению к музыкантам группы, тогда ещё называвшейся «Аукцион»: портреты на плакате пронизаны атмосферой напряжённого творческого поиска.
Помимо «платочка», коробка содержит два CD, DVD и толстый, изобилующий артефактами буклет. Здесь и фото, и распечатки концертных плейлистов из 80-х, фрагменты тогдашних публикаций в прессе и самиздате. Масса любопытного, вы только вчитайтесь: «Аукцион», без сомнения, может претендовать на то, чтобы называться самой весёлой группой Ленинградского рок-клуба». Куда уж веселее, что тут скажешь.
На самом деле даже комсомольские рок-критики испытывали большие сложности со стилистической классификацией «АукцЫона». Призы за лучший вокал и за артистизм на IV Ленинградском рок-фестивале - вещи довольно осязаемые, как бы ни глупа была практика совмещать фестивали с конкурсами. А вот сформулировать творческое кредо «АукцЫона» - задача не из простых. На первых порах музыканты искренне пытались помочь корреспондентам, отвечая на излюбленный вопрос о своём жанре (хотя и сами по большому счёту не знали, что сказать). Впрочем, тогдашние рецензенты не могли знать, что внятно объяснить творчество «самой весёлой группы» никто не сумеет ещё лет 30. Даже в солидной биографической книге про «АукцЫон» момент превращения неуверенно ищущих себя музыкантов в культовейшее явление отечественной рок-музыки не описан: как-то сами потихоньку превратились, видимо.
Ну а «Д'обсервер» фиксирует начало публичного пути «АукцЫона»: кроме переизданного концерта 1986 года, здесь есть ещё запись, известная как «Рио-де-Шушары», и видеофрагменты - адского, как полагается, качества. В центре внимания - не Леонид Фёдоров, которого тогда вообще не знали в качестве лидера группы (разве что теневого), и даже не Олег Гаркуша, а вокалист Сергей Рогожин. Это ему дали приз за лучший вокал на фестивале ЛРК, и, вероятно, благодаря его клоунским псевдоакадемическим руладам группа показалась кому-то коллективом остряков-весельчаков. Рогожин действительно создавал на сцене какое-то панк-кабаре, а это, как показали дальнейшие события, для «АукцЫона» было узковато. Что ж, после развода все остались довольны. Интересно, что подзабытый эстрадный певец Сергей Рогожин считает свою карьеру правильной и удавшейся, а к бывшим коллегам (ставшим одним из важнейших коллективов страны) сегодня относится как к каким-то чудакам-подпольщикам: теория относительности в действии.
На переиздании можно не только наблюдать за Рогожиным, но и сравнивать с более поздними версиями впервые прозвучавшие здесь хиты «Волчица», «Книга учёта жизни» и «Деньги - это бумага». А вот DVD человеку, привыкшему к нормальному звуку и изображению, я бы смотреть не советовал, если только вы не были на тех концертах и не надеетесь узнать себя в одном из смутных пятен неизвестно чего. Ностальгия по 80-м - дело достойное, но большинство записей тех лет реставрации не поддаётся, несмотря на все старания «Геометрии».
Алексей Мажаев, InterMedia