«Виктор»: Месть – это блюдо **
Премьера франко-российского боевика «Виктор» Фелипе Мартинеса состоялась в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой» 2 сентября 2014 года.
После семилетнего заключения гангстер Виктор Ломбер (Жерар Депардье) освобождается из французской тюрьмы и приезжает в Россию. Его цель – во что бы то ни стало расквитаться с убийцами сына Джереми, погибшего три месяца назад. Парень вел отнюдь не пуританский образ жизни, употребляя наркотики и торгуя алмазами, несмотря на патриархальное воспитание своего опекуна – дружественного Виктору чеченца Сулеймана (Эли Данкер).
В Москве Виктор попадает в своеобразную вилку. С одной стороны, полиция подозревает его в краже картины из Музея современного искусства и непреклонная женщина-инспектор со смешной фамилией Плутова не просит, а требует вернуть похищенное. С другой – матерый мафиози в исполнении Дениса Карасева не хочет попасть под каток прущего напролом Виктора и просчитывает его комбинации на несколько шагов вперед. Мстителя эти досадные обстоятельства смущают не сильно, ведь у него есть верная помощница Александра (Элизабет Херли), которая его дождалась-таки из заключения.
Новая работа режиссера «Парникового эксперимента» и «Пробуждения смерти» обескураживает своей абсолютной пустотой. Здесь буквально не за что зацепиться: почти все 97 минут зритель вынужден изнывать, даже несмотря на то, что на экране нередко показывают увлекательные вещи. Авторы ленты бездарно провалили потенциально интересные темы, которые можно было бы достойно раскрыть. Даже в чисто адреналиновом боевике «Неудержимые-3» криминальный бизнес, связанный с торговлей картинами, показан менее пунктирно. Стоило Мартинесу и Ко добавить фамилию художника и название полотна, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, как фильм мог бы заиграть совсем другими красками.
И так во всем! В фильме много потрясающих видов современной российской столицы, но совсем не отражены приметы времени. «Маршруты московские» ограничиваются самым примитивным путеводителем для невзыскательных иностранцев: Красная площадь, храм Христа Спасителя, Чистопрудный бульвар, ресторан «Турандот» на Тверской. Картинка действительно радует глаз и греет душу, но даже в этих нехитрых координатах создатели фильма умудрились накосячить. Так, в одном эпизоде герой выезжает из отеля «Метрополь» - и тут же несется в сторону Красной площади мимо Центрального телеграфа, зачем-то делая совершенно ненужный круг.
Широко разрекламированная Жераром Депардье гастроль в Чеченскую республику тоже вызывает недоумение. Кадров с заново выстроенным Грозным раз-два и обчелся. Посещение местного кладбища начисто лишено специфического колорита, а сцены с чеченским балетом откровенно притянуты за уши, особенно в эпилоге. Депардье и сам не скрывает, что это моменты были вставлены в фильм только по его прихоти.
В переводе с латинского имя Виктор означает «победитель». Однако главный герой, вне всякого сомнения, празднует Пиррову победу. Его действия абсолютно лишены даже намека на моральные терзания, а потому сочувствия и сопереживания у нормального человека Виктор вызвать не способен. Отыгрываясь на мучителях своего сына, он ведет себя как гурман-садист, сопровождающий изощренные пытки с процессом поглощения вин и деликатесов. Нелегальным турагенствам Филиппе Мартинес подкинул «неплохую» идею: привозить в Россию пресыщенных vip-клиентов и вместо «скучных» походов по музеям-выставкам устаивать им головокружительный квест с погонями, перестрелками, поджогами ларьков c шаурмой и азартной беготней по колосящимся полям с ружьями наперевес.
Денис Ступников, InterMedia