«Смысловые Галлюцинации» - «Мысленный волк» ****
2014, Первое музыкальное издательство
Можно было начать эту рецензию с изложения моей изнурительной дискуссии с администрацией группы по поводу написания её названия. Впрочем, подробности вы сами можете почитать в моём фейсбуке или в воображаемой книге «Странности звёзд». Здесь же я лишь скажу, что понять причины упёртости менеджмента коллектива я так и не смог, хотя честно пытался. В конце концов я тоже злюсь и не отзываюсь, когда меня называют Александром, но я хотя бы могу объяснить, почему: потому что я не Александр. У группы же звучали аргументы вроде «нам показалось, что так лучше» или «вы просто поверьте, а поймёте потом». Ладно, потом так потом, только вот 25-летие команда отмечает сейчас, и юбилейный сборник лучших песен выпускает тоже прямо сейчас.
Пользуясь случаем, хочу ответить советчикам с их вечным «вы про музыку пишите, а не про то, какой музыкант кретин». Увы, это невозможно. Восприятие музыканта помимо воли слушателя (и рецензента) складывается не только из его песен, но и из интервью, а также личных ощущений при знакомстве. Конечно, встречаются варианты вроде описанной в фильме «Не бойся, я с тобой» ситуации «когда он так поёт, я не могу его убить», но редко. Чаще всего впечатление формируется из комплекса факторов, и с этим ничего поделать нельзя.
В связи со всем этим слушать «Мысленного волка» поначалу вообще не хотелось - казалось, что вставшая между нами прописная «Г» будет сильно отвлекать от творческого отчёта группы за 25 лет. Но любопытство всё-таки взяло своё: когда ещё почувствуешь себя Джафаром (в зловещем исполнении народного артиста Азербайджанской ССР Гасана Турабова), дающим команду поджечь крепость, где Теймур (Полад Бюль-Бюль оглы) поёт «Так жили мы, борясь».
Песни в сборнике «Мысленный волк» идут в хронологическом порядке за одним исключением: первой стоит важная для сегодняшнего этапа творчества «Смысловых» «Вечность встанет рядом с нами». Финалом закономерно стала недавняя премьера «Мысленный волк». Между ними - последовательная шеренга хитов с 2000 года, действительно быстро заставившая рецензента забыть о глупых разногласиях с «Галлюцинациями». В случае со сборниками лучших песен составители порой (да что там порой, почти всегда) скатываются во вкусовщину, а уж когда за формирование компиляции берут сами музыканты, они чаще всего выбирают не совсем те песни, которые любит публика. Здесь же, такое ощущение, сборник составил себя сам, не забыв, пожалуй, ни одного маячка, по которым узнаётся и будет узнаваться творчество коллектива Сергея Бобунца. Главная россыпь хитов начинается сразу после «Вечности»: «Розовые очки», «Звёзды 3000», «Всё в порядке», «Вечно молодой», «Разум когда-нибудь победит», «Охотники», «Зачем топтать мою любовь», «Первый день осени» - «смыслы» совершенно неповторимым образом скрестили надёжную тяжеловесность урал-рока с клавишно-электронными изысками.
Более позднее творчество иллюстрирует разве что расхождение методов с «ГК» с генеральной линией мейнстрима: песни уже слишком «загрузочны», чтобы стать всенародными шлягерами, но они («Погружаюсь», «Без стюардесс») не хуже ранних - просто они мрачнее, чем требует время, и оттого «герметичнее». Впрочем, к новейшему треку «Мысленному волку» это не относится: он вполне способен встать в один ряд с «Вечно молодым» и «Звёздами 3000».
Алексей Мажаев, InterMedia