«Джими Хендрикс»: Простодушная глубина ***
Пресс-показ байопика «Джими Хендрикс» состоялся в кинотеатре «Соловей» 5 сентября 2014 годла. Режиссер: Джон Ридли. Актеры: Андре Бенджамин, Имоджен Путс, Хейли Этвенн, Эндрю Бакли и др.
Молодой Джими Хендрикс, выступающий под псевдонимом Джими Джеймс, связан кабальным контрактом и вынужден играть в маленьком клубе с группой Кёртиса Найта. Самого гитариста такое положение дел вполне устраивает. Но как-то раз на его выступление случайно попадает подруга «роллинга» Кейта Ричардса Линда Кейт. Бывалая группиз очаровывает начинающего музыканта, накачав его наркотиками и убедив в том, что он заслуживает большего.
У Джими нет денег даже на гитару, а чтобы купить пластинку любимого Боба Дилана, он вынужден стрелять мятые доллары у своей замученной жизнью темнокожей подруги. Участливая Линда дарит своему новому протеже белоснежный инструмент и сводит Хендрикса с флегматичным бас-гитаристом The Animals Чесом Чандлером: он как раз твердо решил уйти из группы и подыскать себе толковых подопечных для продюсирования. Новоявленный менеджер и его подопечный отправляются в Лондон, чтобы влиться в музыкальную тусовку и выпустить первую пластинку.
Британские снобы не торопятся чествовать очередную звезду. Праздношатающиеся посетители музыкальных пабов после неудачных выступлений бесцеремонно требуют с Хендрикса обратно доллар, потраченный на билет. Задиристые полицейские прессуют гостя столицы средь бела дня без всякой причины. Темнокожие «братья по крови» обвиняют музыканта в потакании белым. Девушки вешаются на Джима гроздьями, и отказать им практически невозможно.
События фильма Ридли Бойда сосредоточены на 1966-1967 годах – то есть на том периоде, когда Хендрикс еще не приобрел широкую известность. Но даже вехи этой скромной хронологии замысловато перетасованы. В начале ленты показывают 1967-й, потом происходит резкий скачок на год назад, потом все опять возвращается на круги своя. Столь же вольно создатели фильма обращаются и с диалогами. Когда в одном помещении беседуют две пары, их реплики хаотично перемешиваются. А в моменты, когда герои пьяны или чем-то расстроены, в кадр вторгается изматывающая тишина. Все это должно передать сумбур и опустошенность, царящие в душе гитариста.
Историческая ценность ленты весьма спорна. Образ Чеса Чандлера вышел привлекательным, но, несмотря на это, получить исчерпывающие сведения о группе The Animals из фильма все же невозможно. То же можно сказать и о симпатяге Эрике Клэптоне, который в одном из эпизодов вяло проигрывает гитарное состязание Хендриксу. Пол Маккартни харизматичен, но появляется буквально на пару мгновений.
Да и сам Джими Хендрикс в фильме – лицо страдательное. В нем нет почти ничего от неистового рок-героя. На передний план выдвигаются его сомнения, комплексы, страхи и непомерный эгоцентризм. Со своими девушками он обращается по-свински, а благодетеля Чеса использует по полной программе, чтобы в момент неудач обвинить во всех грехах. Общее впечатление портят и непомерно раздутые амбиции Джима. «У меня нет конкурентов», - без обиняков заявляет он в телеинтервью, будучи еще, по сути, никем. Точнее всего Хендрикса характеризует Линда: «Меня раздражает твоя простодушная глубина». Чтобы написать очередную песню, герой спешит отгородиться от внешнего мира, но подается это как очередной каприз зазвездившегося дебютанта, потому что первый его триумф нарочно оставлен за кадром.
Сложно сказать, на кого рассчитан данный фильм. Начинающим музыкантам, желающим быстрого и бескровного успеха, смотреть это противопоказано, потому что у них может сложиться превратное впечатление, что путь к цели лежит через пассивный пофигизм, запретный кайф и беспорядочные отношения с женщинами. Пытливую молодежь, возможно, и раззадорят звучащие в фильме «вкусные» блюзовые риффы, но родственники Хендрикса запретили использовать в картине его произведения, а талантливыми интерпретаторами нынче никого уже не удивишь. Фанаты, падкие на любую продукцию с изображением своего любимца, фильмом непременно заинтересуются. Но хватит ли их, чтобы лента собрала достойную кассу?
Денис Ступников, InterMedia