
Венецианский кинофестиваль раздал «Львов»
71-й Венецианский кинофестиваль подвел итоги. Конечно, главная новость для российских киноманов – это то, что режиссеру Андрею Кончаловскому присудили «Серебряного льва» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
- Я снимал этот фильм без денег, без актеров, буквально на коленке, - сказал режиссер на пресс-конференции в Венеции. – И мне, конечно, будет очень приятно получить приз, но это не главное. Главное, что я был совершенно свободен, когда снимал.
И, тем не менее, когда со сцены Дворца фестивалей объявили имя Кончаловского, он был очень счастлив. «Серебряный лев», конечно, не золотой, но, пожалуй, это самая правильная награда для фильма Кончаловского – ее присуждают за лучшую режиссуру. А в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» важна именно она.
- Чехов как-то сказал, что может написать отличный рассказ про пепельницу, - заметил Кончаловский. – Так вот, нет скучных предметов, есть скучные рассказчики.
Российский режиссер оказался блистательным рассказчиком. Снимая обычных жителей обычной русской деревни, он смог создать уникальное и цельное художественное произведение - признание в любви к родине, которую так непросто любить, глядя на героев Кончаловского.
Специальный приз жюри, кстати, достался тоже полудокументальному проекту – картине Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины». Это потрясающий воображение рассказ о волне насилия, которая прошлась по Индонезии в 1965 году. Тогда антикоммунистическая истерия достигла апогея – без суда и следствия вырезали почти миллион человек. «Взгляд тишины» - это воспоминания. Воспоминания жертв, которым удалось избежать смерти. Сломленные, до сих пор напуганные, ненавидящие своих палачей… Тут и воспоминания палачей, которые живут бок о бок с жертвами и родными убитых. Все в деревне знают друг про друга, кто был убийцей, а кого убивали. Все в деревне друг к другу относятся со страхом и подозрением. Палачи до сих пор не испытывают ни малейшего раскаяния, рассказывают о своих преступлениях, кичась ими, с удовольствием изображают все в лицах. «Взгляд тишины» - очень своевременное кино. К сожалению, в мире и сейчас не иссякли гражданские войны. И через несколько десятков лет новому Джошуа Оппенхаймеру может быть о чем снимать.
Ну а главная награда фестиваля – «Золотой лев» - досталась картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни». Претенциозность заголовка вполне отражает и суть картины. Фильмы шведского режиссера Роя Андерссона (на фото) обычно не пользуются успехом у зрителей. Они близки и понятны лишь горстке синефилов. Даже каннские отборщики отказались брать «Голубя» в свой конкурс. А вот Венеция взяла, чем очень порадовала многих критиков.
Эта абсурдистская комедия о трагичности бытия очень сложно поддается описанию. По сути это набор сцен - довольно минималистичное повествование, порой запредельно художественное, порой очень банальное. Предположить, что «Голубь» получит «Золотого льва», не могли даже самые преданные поклонники Андерссона. Впрочем, режиссеру уже 71 год, он давно снимает. И его картина довольно точно отражает происходящее сегодня в искусстве – со всеми этими инсталляциями, абсурдными метафорами и прочим холодным сарказмом разной степени художественности.
Аля Тайгер, InterMedia