«Испытание»: Любовный треугольник на фоне атомного взрыва ***
Пресс-показ драмы «Испытание» (Россия, 2014 г., режиссер Александр Котт, в ролях – Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков, Эдуард Галкин, Дмитрий Семенов) состоялся 1 сентября 2014 года в кинотеатре «Синема Стар Марьина роща».
Советский Союз. Семипалатинск. Примерно начало 1950-х, хотя примет времени в фильме маловато. Пустыня, она же – испытательный полигон для взрывов водородных бомб. Хижина, в которой живут отец и дочь (Карим Пакачаков, Елена Ан). В девушку влюблен местный парень, и она, кажется, довольна уделяемым ей вниманием, но однажды мимо проезжает автобус с исследователями. Один из пассажиров – весельчак и сорвиголова (Данила Рассомахин) - сразу же влюбляется в местную девушку. Кого же она теперь выберет? Впрочем, это не особенно важно, ведь скоро над пустыней расцветет огненное чудовище – ядерный гриб.
В название фильма было заложено куда больше, чем предполагалось. Это не только испытание любовью, любви и любимых, но и испытание на прочность зрителей, случайно попавших на сеанс. Итак, предупреждаем заранее: в фильме не произносится ни единого слова. Нет, актеры и их герои не немые, просто такова задумка автора – ведь «чем ближе человек, тем меньше слов требуется для общения… Это кино для тех, кто любит смотреть, для тех, кто помнит, что кино – это, прежде всего, изображение. И оно было изобретено бессловесным» (Александр Котт о фильме).
Великолепная операторская работа (приз «Кинотавра» Левану Капанадзе) и саундтрек Алексея Айги вкупе с чрезвычайно киногеничными пейзажами и звуками оказывают поистине гипнотическое воздействие. Поэтому первая – вялотекущая - треть фильма вводит зрителя в транс, в медитацию, в которой можно умиротворенно размышлять о чем-то своем, не особенно обращая внимание на закольцованные действия персонажей. Тревожные звоночки поступают внезапно, выводя аудиторию из задумчивого самосозерцания: какие-то люди со счетчиком Гейгера под ливнем обшаривают дом и машину аксакала. На следующее утро жизнь продолжается, однако от подспудной тревоги избавиться не удается, и зритель продолжает помнить о надвигающемся апокалипсисе.
«Испытание» - приличное фестивальное кино европейского уровня (Главный приз «Кинотавра», приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон»). Это – кино для тех, кто все еще верит в российский артхаус, не «высоколобый» и не «бессмысленный и беспощадный», а повернутый лицом к думающему зрителю.
Фильм найдет свою немногочисленную, но преданную аудиторию. Проблема в том, что в большинстве своем зрители отвыкли смотреть подобное кино, смаковать кадры, ценить тишину – в этом «Испытание» сродни работам Тарковского или Белы Тарра, только с явным восточным колоритом.
Денис Шлянцев, InterMedia