«Вельвет» - «Live» ****
2014, velvetgroup.ru/YouTube
«Вельвет» выпустил запись концертной презентации альбома 2013 года «Ближе нельзя». Кидая мне ссылку, бас-гитарист Александр Лифшиц отметил, что live-атмосфера лучше передаёт рок-звучание, которое почему-то не всем слышно в студийных пластинках «Вельвета». Я сразу вообразил себе гранжевые версии и Катю Белоконь, поющую гроулингом, но ничего такого в итоге не обнаружил. Скорее удивило другое: «Вельвет», который мало кто воспринимает в качестве артистов высшей лиги, на концерте, оказывается, звучит не хуже, чем в студии. Речь не идёт о каких-то перегруженных гитарах, а именно о том, что вживую группа добивается той же внятности аранжировок и вокала, что и на номерных дисках. И солистка, которую всегда забывают упомянуть, перечисляя лидеров «русского женского рока», на концерте не допускает никаких вокальных ошибок. Среди голосовых партий в песнях «Вельвета» есть непростые, и могло закрасться подозрение, что при их записи не обходится без студийных ухищрений. Но нет - Катя Белоконь поёт очень чисто, вокализирует, меняет тембры, отлично соответствуя красоте собственных мелодий.
«Рок-музыки» в обывательском о ней представлении нет и в сценическом поведении: никаких там «коз», «эгей» и «я не вижу ваши руки!». Катя держится на сцене несколько буднично и со зрителями общается так, будто они все вместе собрались у неё на кухне. При этом не все из собравшихся - близкие друзья: дистанция установлена примерно такая же, как между любимой учительницей и благодарными учениками. Немного «винтажная» манера съёмки и более плавный монтаж, чем принято в рок-концертах, подчёркивает эту особенную атмосферу.
Все вышеперечисленные факторы создают оптимальные условия для главного - комфортного прослушивания почти двух десятков отличных песен: плейлист концерта составлен таким образом, что красивую композицию сменяет ещё более красивая. По мелодиям «Вельвета», уверен, потомки будут изучать достижения российского поп-рока начала XXI века. Презентация начинается с «Земли», потом идёт «Всё забудется» и жалостливая песня «Несчастливая», которая, как выясняется в финале, повествует о... России. Затем - нежные «Герой», «Любовь на века» и неожиданные для манеры «Вельвета» «Ловушки»: в ней такая простая и домашняя Катя показывает образ стервозной охотницы - и оказывается невероятно убедительной (может, потому, что поёт не от первого лица, а смотрит как бы со стороны). Следом опять лирика с цепкими мотивами: «Невидимка», «Без меня», «Маленький принц»... После этого идёт «Лучшая песня для радио», которая отчасти может заменить любые рецензии: «Меня просили - песню напиши, такую, чтоб плясалось от души, и чтоб скакали в такт мурашки по коже. Мол, неприлично вам, такой звезде, что нет веселых песен в трек-листе, и на звезду вообще сама не похожа!» Что самое интересное, этот самоироничный текст действительно наложен на боевую энергичную и привязчивую мелодию: хотели быстрый шлягер - нате! Доказав таким образом, что «Вельвет» может если не всё, то многое, группа заканчивает концерт россыпью накопленных радиохитов: «Капитан Арктика», «Продавец кукол», «Прости», «Иду за тобой», «Я хочу быть живой» и «Стой». Бисы в видеоверсии не представлены, но я рекомендую устроить их себе самостоятельно, переслушав убойный тандем из «Прости» и «Иду за тобой».
Алексей Мажаев, InterMedia