«Магия лунного света»: В ожидании чуда ****

Пресс показ мелодрамы «Магия лунного света» состоялся 17 сентября 2014 года в кинотеатре «Формула Кино Европа». Режиссер: Вуди Аллен. Актеры: Эмма Стоун, Айлин Эткинс, Колин Фёрт, Марша Гей Харден и др.

Необразованная выскочка Софи (Эмма Стоун) из городка с нелепым названием втирается в доверие к членам богатого семейства Кэтледж. Способ завоевания симпатии сливок общества девушка избрала весьма оригинальный: она организовала спиритические сеансы для общения с покойным главой рода. Вдова Грейс Кэтледж (Джеки Уивер) совершенно очарована, а ее сын Брайс (Хэмиш Линклейтер) поет Софи романсы под укулеле и предлагает свои руку и сердце.

Внезапно над вещуньей сгущаются тучи. На Лазурный берег прибывает прагматичный американец Стэнли Кроуфорд (Колин Фёрт), который горит желанием во что бы то ни стало разоблачить, как он считает, авантюристку. Будучи ловким иллюзионистом, заставляющим исчезать слонов, Стэнли — скептик до мозга костей, не верящий ни в Бога, ни в черта. В детстве знакомый священник напророчил ему, что он станет единственным ребенком в городе, который попадет в ад. И Стэнли изо всех сил поддерживает репутацию infant terrible, готовя для Софи ловушку из неопровержимых аргументов. Как это часто бывает в подобных случаях, есть определенная доля вероятности, что в расставленные сети угодит он сам.

Сняв в 2011-м чудесную «Полночь в Париже», Вуди Аллен отнюдь не утратил интереса к быту европейской богемы первой трети ХХ века. Действие «Магии лунного света» происходит в 1928-м году, а атмосферу фильма формируют популярные философские идеи тех лет — декаданс, ницшеанство, фрейдизм, утонченная софистика и надменный эстетизм. Аллен здорово сумел ухватить общую тенденцию, свойственную элите тех годов: горячее желание поверить в чудо и фатальную невозможность этой веры. Да и о какой вере вообще может идти речь, если о Творце Вселенной в фильме говорится преимущественно в контексте знаменитого высказывания Фридриха Ницше «Бог умер»?

Подлинная религиозность обычно подменялась у тогдашней аристократии нездоровым интересом к эзотерике и увлечением спиритизмом. В фильме очень точно показано, как именно такие люди становятся благодатным материалом для манипуляторов всех мастей. В то же время, когда Стэнли Кроуфорд в тяжелый час испытаний пытается горячо помолиться, он терпит полный крах. Это подлинная трагедия просвещенного человека, но в «Магии лунного света» она тщательно заретуширована дивными пейзажами, остроумными шутками, светским лоском и любовной интригой.

В результате мистический флер в новом творении Аллена остается лишь одной из движущих сил мелодраматического сюжета. Такая подмена происходит достаточно безболезненно для зрителя, который отнюдь не чувствует себя при этом жертвой прощелыги-иллюзиониста. Тем более, волшебства в фильме хватает, но связано оно не столько с ловкими трюками, сколько с тончайшими переходами от ненависти к любви, от глухого раздражения к неизбывной нежности. Чувства главных героев предельно обнажены и запечатлены крупным планом. Порою Аллен с видом опытного химика чуть ли не разлагает их на атомы. Однако та самая магия - «магия лунного света» - от этого никуда не улетучивается.

Денис Ступников, InterMedia 

Последние новости