Трибьют Виктору Цою «Спасём мир» ***
2014, Moroz Records
У Moroz Records права на каталог группы «Кино», но переиздавать раз за разом номерные диски скучно, поэтому лейбл время от времени выпускает то сборники ранних песен Виктора Цоя, то вот такие странные трибьюты. В сборники порой включаются даже некие находки-раритеты, но издатель понимает, что на сенсацию эти «неизвестные песни Цоя» никак не тянут, поэтому релизы нередко остаются незамеченными, и вполне, надо сказать, заслуженно. Трибьют тоже вышел тихо, принеся многочисленным поклонникам «Кино» не столько радость, сколько недоумение. Например, почему такое название? Когда Цой высказывал что-то по поводу спасения мира и от кого он, погибший в 1990 году, хотел и мог его спасать? Возможно, в заголовке есть некоторый намёк на сложную геополитическую обстановку за окном, а возможно, и нет: издатели никакими разъяснениями «киноманов» не удостоили.
Когда трибьютом Виктора Цоя занималось «Наше радио», это была громкая и значимая акция, увенчавшаяся не только выпуском сборника «КИНОпробы», но и трибьют-концертами. Подготовка сборника широко освещалась на радиоволнах и в прессе, музыканты публиковали сочинения на тему «Мой Цой», подробно объясняли выбор песен и рассказывали о ходе работы над ними. В случае со «Спасём мир» не было и близко ничего подобного: трек-лист представляет собой набор кавер-версий песен группы «Кино», взятых с бору по сосенке, в том числе и из упомянутых «КИНОпроб». Есть, правда, и новые ремейки от подросших рокеров вроде группы Louna. Есть и версии от совершенно неизвестных групп, попавших в сборник непонятно за какие заслуги: видимо, за то, что догадались вовремя спеть Цоя. Есть и почти канонические перепевки от Zdob Si Zdub, Земфиры, «Алисы» и Ольги Кормухиной.
Кроме того, как и любой трибьют, «Спасём мир» не обошёлся без версий, снятых с оригинала практически в ноль. Неудивительно, что так звучит «Звезда по имени Солнце» от группы «Виктор», специализирующейся на подражании «Кино». Но вот то, что Денис Майданов постарался быть максимально похожим на Цоя, исполняя «Группу крови», несколько озадачивает: ну да, он вырос на этих песнях, это дань уважения и всё такое - но здесь вроде бы не шоу «Один в один» и не обязательно было настолько растворяться в личности Виктора. «Ночь» от F.P.G. тоже получилась весьма подражательной, а Александр Скляр, наоборот, не оставил ничего от Цоя в «Мама, мы все тяжело больны».
«Время есть, а денег нет» исполнили Всеволод Гаккель и Алексей Вишня, своеобразный дуэт «учителей» Виктора Цоя. «Но мы учителей далёко превзошли», - вспоминается, когда слышишь их травянистую прифолкованную версию. «Мельница» взяла не самую хитовую вещь «Кино» «Дождь для нас» - а хотелось бы услышать, как Хелависа обрабатывает что-нибудь более общепринятое. «Приключения Электроников» превратили в задорный поп-панк печальную «Печаль», а «Люмен» представил конгениальную оригиналу версию «Мама, мы все тяжело больны».
Финалом поставили, конечно, «Перемен!» - концертную версию от группы Louna, отлично олицетворяющей протестную музыку середины десятых годов. И сравнение оказалось не в пользу Лу Геворкян и её команды: у Цоя безо всяких альт-роковых аранжировок этот гимн звучал гораздо более веско.
Алексей Мажаев, InterMedia