Noize MC - «Hard Reboot» ****
2014, Invisible Management
От любого нового альбома Noize MC я жду только одного - чтобы записанные там песни заставили меня ржать или плакать. Слишком многого жду, скажете? Ничего не поделаешь - я просто точно знаю, что Иван на это способен. Проблема - моя, моя, не музыканта - в том, что Noize MC не желает соответствовать этим ожиданиям: у него своя программа, не подразумевающая ни конвейерного производства злободневных социальных песен, ни открытия фабрики юмористического рэпа. Альбом «Hard Reboot» богат ёмкими образами и сильными треками, но в то же время обидно предсказуем. Хип-хоповые критики не без восхищения отметили в своих рецензиях отсутствие на пластинке хип-хопа как такового - но к этому альтернативному року Иван Алексеев тяготел давно: в «Hard Reboot» он просто представлен в своём беспримесном облике. Структура большинства песен выглядит так: напористая читка в куплетах, рэпкоровая атака в рефренах. Noize MC внимателен к слову, поэтому в припевах не может позволить себе дикого ора на грани разбирабельности - в итоге рефрены эти оказываются какими-то усреднёнными: в начале альбома я даже с трудом отличал одну энергичную песню от следующей. В диск надо вслушиваться, чтобы найти едва ли не в каждом треке что-то важное и интересное, но в том-то и дело, что суровый Иван не даёт публике завлекающих маячков - всё сами-сами, это ваша работа, а свою он сделал для себя, будто бы не особенно и имея в виду потенциальную аудиторию.
Таким было первое общее впечатление от «Hard Reboot». При этом уже к середине прослушивания было ясно, что к альбому - и отдельным композициям с него - придётся возвращаться не раз и не два. А тринадцатым номером на диске шёл трек «М.» - который можно было бы счесть слёзовыжимательным и манипулятивным, если бы он не был автобиографическим: Иван посвящает умиравшей от рака маме настолько жуткие, точные и безысходные строки, что они воздействуют на слушающих, как финал ремарковских «Трёх товарищей». Мы часто не успеваем сказать близким при жизни то, что должны сказать - для этой, в общем-то, не слишком свежей мысли, в припеве музыкант находит очень правильную интонацию. И да, всю свою звонкую силу поэта Алексеев обретает, когда берётся за сильно волнующие его лично темы - от сердца получается лучше, чем от головы.
Среди других треков выделяются «абв&эюя» с участием Веры Полозковой и «Сохрани мою речь» с цитатой из Мандельштама. Композиция вошла в саундтрек фильма «Сохрани мою речь навсегда» про жену Осипа Эмильевича. Есть также антивоенная песня «Снайпер» про слепого снайпера, стреляющего по толпе, «Сгораю» от лица метеорита и «220» о врачах реанимации. Слушать внимательно, Иван орудует рифмами, как скальпелем. «Говорящие головы» повествуют о человеке, не выходящем из дома и черпающем информацию из телевизора: «блаблаблаблабла, ничего нового, блаблаблаблабла, говорящие головы», - констатирует автор, который в прошлом высказывался о телевидении куда резче. «Тоталитарный трэп» «Come $ome All» - поэтический политический памфлет: впрочем, прямых протестных лозунгов Noize MC избегает, уходя в ёрничанье и аллюзии. А вот в заглавной песне, записанной с Astronautalis ловить нечего: понятно желание Ивана иногда почитать на английском, но это на самом деле последнее, чего ждут от него зрители.
Алексей Мажаев, InterMedia