Терри Гиллиам: «Вся моя фильмография — цепь неудачных попыток сделать то, что я хочу»
ОБ АНТИУТОПИЯХ
- Слово «антиутопия» очень удобно использовать, потому что сегодня никто не снимает утопий (смеется). Я знал, что «Теорему Зеро» будут сравнивать с «Бразилией», но картины похожи только тем, что в них повествуется о настоящем времени. В «Теореме Зеро» я рассказываю о мире, в котором мы живем. На этой же идее строилась и «Бразилия». Футуризм здесь был ни при чем. Просто для меня всегда было легче создать сюжет на основе нашей современности и как бы поместить его в другую реальность. Потому что только таким образом я могу вносить него корректировки. Если вы делаете фильм о современности, он должен быть реалистичным. А я этого не хочу (смеется).
В «Теореме Зеро» нет тоталитарной системы. Там правит корпоративная система: это фильм о корпорациях, а не о правительстве. И это интересно, так как «Бразилия» была полностью посвящена правительству и его контролю над обществом. А мы сейчас живем в мире, где правят корпорации. Почему люди думают, за всем стоят политики? Это не так. Политика — это всего лишь театр марионеток. (смеется).
О ВЫБОРЕ ТЕМ ДЛЯ КАРТИН
- Я пытаюсь понять этот мир. И собрать воедино все свои представления и предположения о том, что он собой представляет. Я пытаюсь осмыслить его и в своих картинах, даже если они выглядят гротескно и, порой, больше похожи на мультфильмы. И каждый раз, когда я заканчиваю фильм и оглядываюсь назад, я говорю себе: «мне не удалось передать все как надо», так что я начинаю все заново. Если честно, вся моя фильмография — цепь неудачных попыток сделать то, что я хочу (смеется).
ОБ АВТОБИОГРАФИИ
- Но это «полу-автобиография». Я решил ее окрестить «me-me-me-memoir». Это куча воспоминаний, не очень цельных, потому что память у меня частенько пошаливает. Несколько дней назад я перелистывал рукопись, и в моем уме опять начали всплывать разные детали, которые я забыл туда добавить. Но это все не важно (смеется).
Парень, который помогал мне собирать все это вместе, Бен Томпсон, был прямо одержим идеей, что в свои ранние годы я был кем-то наподобие героя фильма «Зелиг». Кажется, я присутствовал практически при всех крупных исторических событиях (смеется). И вроде как всегда оказывался в нужных местах в ключевые моменты: марш Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне — я был там. Поп-фестиваль в Монтерее — я тоже был там. Движение за гражданские права — и там я был. Это немного странно. И, кажется, именно подача Бена представляет куда больший интерес, чем то, когда я просто все это ему рассказывал.
О «ДОН КИХОТЕ»
- Да, я это планирую. Но у планов, как правило, нет ничего общего с реальностью (смеется). Поживем — увидим. Я правда сейчас ничего не могу сказать, так как помехи случаются постоянно. Cизифов камень начинает скатываться обратно, когда нам кажется, что мы достигли вершины горы. Посмотрим, что будет дальше, но я точно не буду сидеть сложа руки.
ПОЧЕМУ ПОСТОЯННО ВОЗВРАЩАЕТСЯ К «ДОН КИХОТУ» ПОСЛЕ СТОЛЬКИХ НЕУДАЧНЫХ ПОПЫТОК?
- О, я не знаю. Упрямство? Тупость? Я действительно уже и сам не уверен. Я на самом деле уже начинаю думать: «если и в этот раз ничего не получится, точно брошу все к чертям». Я уже и так потратил слишком большую часть своей жизни на это. Если ты решился сделать Кихота — тебе нужно будет стать таким же сумасшедшим, как он.
Ну, сколько лет я на него потратил? Пятнадцать? Мне кажется, это и есть ответ на вопрос. Это своего рода констатация безумия и невменяемости. Все разумные люди вокруг меня говорят: «Бросай ты эту затею». Но, повторюсь, это говорят разумные люди (смеется).
ОБ УСПЕХЕ СВОИХ ФИЛЬМОВ
- Я никогда не думаю о них в подобном ключе. Ведь у каждого фильма своя история. Какие-то приносили мне больше веселья во время съемок, другие приносили больше денег, что, в свою очередь, позволяло мне снимать новые фильмы.
«Мюнхгаузен» не принес денег. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — нет. Несмотря на то, что они оба актуальны до сих пор. И публика идет на них снова и снова. И это меня радует больше всего. У «Бандитов времени», «12 обезьян» и «Короля рыбака» был мгновенный успех. Но это чуть ли не единственные мои картины, которые сразу стали популярны. Остальным потребовалось время.
О «БРАЗИЛИИ»
- Она будет на моем надгробии. Я знаю это. Но люди не помнят времена, когда в кинотеатрах половина зрителей уходила с этого фильма. А сейчас его считают классикой. Бла-бла-бла. Это чепуха! Люди валили с него. Многие мои фильмы не признавались в то время, и я к этому привык.
(Кори Гроу, Rolling Stone, 25.09.14)