Александр Соколов (ректор Московской консерватории): «Идея просветительства всегда была в основе отечественного музыкального образования»
О ДЕТСТВЕ И ЮНОШЕСТВЕ
– Моё воспитание в доме деда неуклонно укреплялось в сознании на основе духовности, на взаимном уважении, под воздействием приходивших в наш дом людей. Зачастую бывали у нас всем известные люди из писательской среды: Александр Твардовский, Константин Федин, Виктор Некрасов, Владимир Солоухин. Но приходили также и люди самых разных профессий, связанные с теми этапами жизни Ивана Сергеевича, когда он подолгу путешествовал: полярные капитаны, геологи, лесничие, охотоведы и др. Для меня, мальчишки, эти беседы, к которым я был допущен, были, пожалуй, самые интересные.
А потом в 15-летнем возрасте я уехал для продолжения учёбы в Москву. Естественно, при первой возможности я наведывался домой, в Ленинград. Старики были одинокими и тосковали по общению со мной. В конце концов, я убедил их переехать в Москву. И уже до конца их жизни мы более не расставались.
ОБ УХОДЕ С ПОСТА МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ
– Министр – не профессия, а временно занимаемый государственный пост. Годы работы в Министерстве – изнурительная полоса. Я хорошо понимал не только меру своей ответственности, но и ограниченные возможности министра в пору пресловутой административной реформы. Поэтому я ни на минуту не прекращал работать в консерватории: оставался заведующим кафедрой, председателем совета по защите диссертаций.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОСТУ МИНИСТРА
– И того и другого было предостаточно. Я много сотрудничал с органами государственной власти, которые занимаются законодательством: с Госдумой и Советом Федерации, во многих важных вопросах мы нашли взаимопонимание. Были приняты многие нормативные акты, связанные с решением проблем исторических памятников, музейного дела, архивов и т.д.
Это позволило отчасти стабилизировать ситуацию. Естественно, что одними законами дело не наладишь, поскольку финансирование культуры продолжает ухудшаться. И диктатуру Минфина никому из отраслевых министров поколебать так и не удалось.
О ПЕРЕИЗБРАНИИ РЕКТОРОМ КОНСЕРВАТОРИИ
– Я уже который раз избран ректором. И если в первом ректорстве я многое впервые постигал, то сейчас работаю уже с пониманием того, что происходит не только в стенах консерватории, но и вне её. Доступ к реальной информации – это очень важный ресурс. Установившиеся ранее контакты со структурами государственной власти, (их поддерживаю и развиваю), помогают нам ускорять решение тех вопросов, в которых консерватория заинтересована.
Так, например, в 2016 году мы будем отмечать 150-летие Московской консерватории. Основная наша задача – максимально использовать все имеющиеся возможности для подготовки к этому юбилею. Вы знаете, что мы отреставрировали Большой зал консерватории, ввели в эксплуатацию ещё один учебный корпус. К 2016 году, надеюсь, приведём в порядок весь архитектурный комплекс консерватории. У нас ещё будут построены новые объекты, в которых консерватория остро нуждается. Это и новый студенческий комплекс, и новые залы, это и оперный театр, которого у нас нет.
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ
– Безусловно, идея просветительства всегда была в основе отечественного музыкального образования. С этого начиналась и консерватория. Мы и сейчас в рамках специальной программы устраиваем благотворительные концерты, и не только в консерваторских залах. В последнее время к нам всё чаще приходят взрослые с детьми, внуками. Воспитание аудитории должно начинаться с детского возраста. В этом году мы провели серию концертов в спальном районе Москвы, за кольцевой дорогой.
Все наши коллективы: это оркестры, хоры, оперная студия постоянно выступают на выезде. Естественно, они должны иметь и дополнительную финансовую поддержку. Для этой цели десять лет назад был создан Попечительский совет, в котором представлены и бизнес-структуры, и органы государственной власти. У каждого консерваторского творческого коллектива есть свой спонсор. Он финансирует проекты, в которых мы заинтересованы участвовать.
О ЗАВЕТАХ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ
– Я хочу, чтобы они были нормальными людьми – скромными, интеллигентными, создавали бы добрую среду обитания, как это было заведено в нашей семье. Чтобы они имели стержень в жизни. И передавали эти нравственные качества своим детям.
(Сергей Луконин, «Файл-РФ», 29.09.14)