Милош Бикович и Мартиньш Калита: «Весь съемочный процесс «Солнечного удара» стал школой актерского мастерства от Никиты Михалкова»

О ЗНАКОМСТВЕ С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Милош Бикович:  Три года назад я снялся в сербской картине про футбол под названием «Монтевидео: Божественное видение». Фильм стал у нас большим событием и вскоре был показан на Московском кинофестивале, где также снискал успех. Я приехал вместе со съемочной группой представлять картину и познакомился с президентом фестиваля Никитой Сергеевичем. Тогда мы хорошо пообщались, и я надолго запомнил эту встречу. При этом мне почему-то казалось, что сам Никита Сергеевич про меня забыл. Ну а зачем ему про меня вспоминать, в самом деле? И вот полтора года спустя звонит телефон, я поднимаю трубку, а человек на другом конце провода представляется ассистентом Михалкова Станиславом Поповичем. Звонок, причем, со швейцарского номера.

Спрашивает: «Вы говорите по-русски?» «Да». «Свободны ли вы в августе?» «Свободен». После этого короткого диалога он предлагает мне сняться в новом фильме Никиты Михалкова. Тут я решил, что меня кто-то разыгрывает, и даже начал подозревать одного знакомого режиссера, который постоянно любит шутить подобным образом. Чтобы не попасться на этот крючок и надо мной потом не смеялись, я начал говорить с ассистентом Михалкова так, будто предложение меня не очень-то интересует. «Ну ладно, так уж и быть, если вы очень хотите работать со мной, пришлите сценарий», — небрежно заявил я. Когда пришел сценарий и я понял, что меня не разыгрывали, у меня случился шок.

Мартиньш Калита:  Впервые с Никитой Сергеевичем мы встретились на пробах. Как я на них попал? С помощью моего агента, которая знала, что идет отбор для фильма «Солнечный удар», и сказала мне сделать видео, чтобы люди смогли увидеть, кто я такой и на что способен. Первый этап я прошел, затем мне уже отправили текст сценария и сказали выучить фрагменты. Никита Сергеевич тщательно отсматривал все пробы и утвердил меня почти сразу.

О ЗАВЕТАХ МИХАЛКОВА НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Мартиньш Калита: Если говорить честно, то научил буквально всему, ведь до «Солнечного удара» я не снимался в таких масштабных картинах. Это мой дебют в кинематографе высшей лиги. Он показывал мне все – как следует играть, откуда нужно черпать эмоцию, как возникает настроение. Весь съемочный процесс «Солнечного удара» стал для меня школой актерского мастерства.

Милош Бикович:  Конечно, от Никиты Сергеевича я получил многое. Не только шанс работать в России, но и еще одно высшее актерское образование. Высшей пробы, разумеется. Я вспоминаю и до сих пор удивляюсь, до какой степени Михалков тонко чувствует актеров, погружая их в нужную ему атмосферу, создавая необходимый характер или героя. Я чувствую себя в долгу перед ним. Он очень много энергии и сил вложил в меня на съемочной площадке, а я, такое чувство, будто не все ему вернул. 

Мартиньш Калита: Я полностью согласен с Милошем. Никита Сергеевич сам одновременно актер и режиссер, именно поэтому он понимает ситуацию с обеих сторон. Иные режиссеры могут бросить актера на произвол судьбы и сказать: «Репетируй как хочешь, главное сыграй мне нужную эмоцию». А Михалков направляет актера, переживает вместе с ним и всегда четко видит путь от замысла к воплощению. Это его огромный плюс.

Милош Бикович: Я расскажу историю о том, как мы снимали последнюю сцену, где у меня был монолог, обращенный к герою Мартиньша. Во время моего крупного плана Никита Сергеевич подошел к камере так, чтобы я видел его боковым зрением. И в момент когда мне нужно было заговорить, он сделал вот так (медленно вздыхает. – прим. «Известия»), и только одним своим вздохом помог мне начать монолог в нужной интонации. Это был удивительно точный камертон, с помощью которого я смог сыграть сцену. Так гениально и просто, что даже не верится.

ОБ ОТСУТСТВИИ ДИАЛОГОВ МЕЖДУ ПОРУЧИКОМ И НЕЗНАКОМКОЙ

Мартиньш Калита: На самом деле в фильме герои очень много общаются, только без слов. Это и есть подлинное общение – с помощью намеков, жестов, языка тела. Ты можешь сказать: «Я тебя люблю» и наврать, но твой взгляд никогда не солжет. 

О ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Милош Бикович:  Для Сербии гражданская война тоже довольно горячая тема. У нас, как вы знаете, в 1990-е годы тоже была кровавая война, во время которой Югославия пропала с карты мира. История войн на самом деле бесконечна, каждая чем-то похожа на предыдущию. В этом смысле фильм «Солнечный удар» будет актуален всегда. И, конечно, в этом смысле фильм получился пророческим — еще недавно мы снимались в Одессе, а теперь Никите Михалкову запрещен туда въезд. 

Мартиньш Калита: Фильм делится на два разных времени действия — 1907-й и 1920-й, и в первом случае жизнь кажется довольно безмятежной, ничего вроде бы не предвещает трагических событий. Но это ложное впечатление, если хорошенько приглядеться, можно увидеть, что между людьми словно нарушена коммуникация. И сегодня все повторяется. Чтобы понять историю гражданской войны, можно прочесть исторические книги, а можно просто оглядеться вокруг. Мой герой, Поручик, находясь внутри событий, не смог осознать, что произошло. Может быть, зрителю удастся?

(Олег Кармунин, «Известия», 08.10.14)

Последние новости