Сергей Светлаков: «Я делаю вещи, которые меня самого веселят, и мне не противно»

ПОЧЕМУ ОБРАЩАЕТСЯ К ТАКИМ СЮЖЕТАМ, КАК «ПОЕЗД», «ПУТЕШЕСТВИЕ», «СВАДЬБА», «ВЫПУСКНОЙ»?

- Они одновременно трагичные и праздничные, как и всё в нашей жизни. Она не чёрно-белая, в ней полно разных оттенков. Российская действительность подталкивает нас в самых тяжёлых ситуациях находить какой-то стимул для жизни и для позитива. С другой стороны в самых знаменательных и хороших событиях всегда есть место для какой-то гнильцы, поэтому ничего здесь странного нет. Если русский человек, живя в России, снимает, «обшучивает» российскую действительность, мне кажется, это более, чем логично.

О ФИЛЬМЕ «ВЫПУСКНОЙ»

- Что касается «Выпускного», это всё-таки больше собирательная история. То есть именного такого выпускного, как мы покажем на экране, никогда не было. Но мы изучили кучу всякой информации, какая была, сколько было хороших событий, сколько плохих, и мы знаем, что выпускной приравнивается к Дню десантника, то есть в этот день может произойти всё: от подарка, который обеспечит тебе жизнь, до, собственно, прощания с этой жизнью. Поэтому у нас в фильме будет вся палитра. Мы собрали с Сашей (Незлобин – прим.ред.) и нашими друзьями-соавторами все ассоциации, истории, мысли, связанные именно с этим праздником, плюс добавили туда некий драматургический скелет, который отличает этот выпускной от миллионов других.

ОБ ИДЕЕ ОТПРАВИТЬ «ГОРЬКО!» НА «ОСКАР»

- Исходя из того, что я это письмо не подписал, я не поддерживаю это начинание, я считаю, что «Левиафан» абсолютно по делу едет, и у него есть большие шансы быть понятыми. Только по этой причине. Я люблю фильм «Горько!», но я не верю в иностранную ментальность и в американский мозг, который может понять фильм «Горько!», мне кажется, что это абсолютно наше кино, которое было создано для внутреннего потребления. Он в этом и гениален, что наши поймут, а другие нет. Я думаю, что, возможно, он вызвал бы некий резонанс в плане юмора, но не более, чем очередное смешное видео из Интернета, то есть, кроме смеха, никакой трагичной ноты оскаровский комитет, наверное, бы не услышал, поэтому я не стал поддерживать коллег, к которым отношусь с очень большой теплотой.

О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОГО ЮМОРА ЗА РУБЕЖОМ

- Проблема в том, что путь, на который становятся наши сценаристы и режиссёры, - это, как правило, путь подражания американскому кино, а не поиски своего пути. Допустим, вот есть фильм «Горько!» - это удачный пример для нашего кинематографа. Кино, основанное на наших реалиях, посмотрело 4,5 миллиона человек, и именно в кинотеатре, а не где-то в интернете и на дисках. «Особенности национальной охоты» тоже основаны на каких-то наших ментальных вещах, и это нас очень близко подводит к созданию современной школы народной комедии, которой сейчас просто не существует. Это первые шаги, но мне кажется, они в нужном направлении, и мы когда-то дойдём до какого-то именно интернационального проекта, с одной стороны связанного с нашей ментальностью, а с другой, как это временами получается у Кустурицы, например, понятыми в своём национальном бреду. Я думаю, этого нет только потому, что пока нет удачных примеров, вот и всё. Этого направления нет, над ним надо работать, и я надеюсь, что именно этим будут заниматься сотни выпускников ВГИКа, которые выходят каждый год из стен этого замечательного заведения.

О СВОЕЙ ФОРМУЛЕ ЮМОРА

- У меня какой-то формулы нет, и я нарочито или специально ничего не делаю. Я делаю вещи, которые меня самого веселят, и мне не противно. Понятно, что какие-то заранее просчитанные вещи есть, но их объём минимален, они должны быть гармоничными с тем человеком, который это делает. А так, каких-то схем я не изобретал и не придумывал. Я просто стараюсь быть, с одной стороны, максимально естественным, а с другой стороны, всегда делать шаг в сторону зрителя, и говорить на таком языке, чтобы он был понятным большему количеству людей.

О ФИЛЬМЕ «ГОРЬКО! 2»

- У моих коллег и друзей из команды КВН «Уральские пельмени» ещё до моего появления в команде была прекрасная шутка. Она звучала так: «шутка, сказанная дважды, смешна вдвойне». По этому принципу и делаем, мы пытаемся создавать, продолжать, развивать, это касается и«Горько!» и «Ёлки», мы переживаем за эти проекты, надеемся, что у«Выпускного» тоже будет второе дыхание. Мы пытаемся, чтобы это были самодостаточные вещи. Не вещи, основанные на популярности предыдущего проекта, чтобы человек, когда смотрел вторую или третью часть, не смотря все остальные, тоже получил удовольствие, и всё было понятно. Поэтому вот в эту сторону мы и двигаемся.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО «ЕЛКИ 1914» СТАНУТ ПОСЛЕДНИМИ?

- Знаете, у нас сколько артистов уходило навсегда и в прощальный тур ездило.. Это становится доброй традицией, но я не продюсер кино и не могу точно сказать, но, по моей информации, на следующий год «Ёлок» точно не будет. Дальше я не знаю. Поэтому, действительно, возможно эти «Ёлки» в этом году будут последними. Мне кажется, «Ёлки 1914» не похожи на все предыдущие, они с каким-то небывалым новогодним. Ещё историческая составляющая, и как по мне, даже немножко чеховская история получилась. Я не весь фильм собранный смотрел, а только частями, но то, что я видел, позволяет говорить, что мы создали такую атмосферу, которую наши зрители на Новый год ещё не получали. Надеюсь, она им полностью передастся. Поэтому я желаю удачи и нам в плане тех ролей, которые мы сыграли, и продюсерам, и режиссёрам этих новелл, чтобы всё получилось на хорошей ноте, так скажем.

(Жан Просянов, «Кино-Театр.ru», 08.10.14)

Последние новости