«Сплин» - «Резонанс, часть 2» ***
2014, Navigator Records
Довольно занятно читать на новый «Сплин» глубокомысленные рецензии, авторы которых пишут что-то вроде «ну наконец-то Васильев записал альбом, о котором не грех упомянуть даже в нашем издании». Почему упоминать о предыдущих альбомах было грешновато, никак не объясняется. Нельзя сказать, что между первой и второй частью «Резонанса» есть какая-то принципиальная разница. Цвет обложки другой, да. Но во всём остальном «Сплин» - группа, крепко держащаяся своих корней. Сам Александр Васильев признаёт, что они с музыкантами уже не думают об улучшении звука - наоборот, ценят найденный саунд и продолжают его придерживаться, записываясь в том же составе (даже приглашённая скрипачка не меняется) и у того же Алякринского. Фирменное смурное настроение - а мало какая группа столь точно соответствует своему названию - от диска к диску варьируется совсем незначительно, композиторские приёмы Васильева известны и изучены, а его работа со словом и своеобразное чувство юмора с выходом всякого нового альбома дают пищу для новых размышлений. «Сплин» нынче крайне плодовит, выпуская за год фактически две пластинки, пусть они и обозначены как части единого целого. Песен Александр пишет много, утаивать их от слушателя не привык, поэтому «Резонанс, часть 2» моментами вызывает раздражённую ухмылку: повторяется рок-мэтр, множит сущности без веских на то причин. Однако на следующей песне, вроде бы являющей собой очередное торжество творческого метода Александра Васильева, ухмылка вдруг сменяется на совершенно другую мысль: но ведь круто же это у него получается!
Второй «Резонанс» почти обошёлся без памфлетов и лютой «монтипайтоновщины»; в начале диска сосредоточены красивые песни, прости господи, о главном. Это и «Красота» («бывает так, что жизнь прекрасна и вся понятна и проста, и ничего не происходит - и красота»), и «Оркестр» с милой автоцитатой про «зимовать», и «Два плюс один» о торжестве, как ни странно, семейных ценностей. Чуть выбивается из благостной картины «Песня на одном аккорде», которая не только сыграна на одном аккорде, но и настойчиво сообщает об этом в тексте. Васильев, впрочем, обожает ставить себе такие задачи и решать их.
В «Полной Луне» «Сплин» возвращается к фирменной тревожности - солист завывает так, что ни у кого не остаётся сомнений, сколь тяжело ему даётся пережить полнолуние. В «Танцуй» Александр создаёт то же напряжение, монотонно повторяя строчку за строчкой, хотя рифма «волна бежит на этот берег, волна бежит и что-то бредит» точнее от этого не становится. С песней «Симфония» в альбом возвращается оптимизм, а «Нефть» можно считать где-то даже политическим высказыванием «Сплина» (но только за отсутствием на альбоме других злободневных тем). «Нефти не хватит, нефти не хватит, нефти не хватит всем», - витийствует Александр, хотя и совершенно беззлобно: мол, не хватит, да и хрен бы с ней.
Отрывистый «Пожар» сменяется «Шахматами», самой длинной и литературоцентричной песней альбома. Васильев, перейдя на речитатив, рассказывает то ли притчу, то ли сагу на основе разбора шахматной партии - терпеливые слушатели обязаны растащить произведение на цитаты, а русским рэперам явно следует взять пару уроков стихосложения у дяди Саши. На самый финал же оставлена лирика - «Исчезаем в темноте» оставляет слушателя примерно в том же настроении, в которое его погружало начало альбома.
Алексей Мажаев, InterMedia