«Ярость»: Не бывает атеистов в окопах под огнем ****
Военная драма «Ярость» выйдет в широкий прокат 30 октября 2014 года. Режиссер: Дэвид Эйр. Актеры: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф и другие.
Бравый американский сержант Дон Колльер (Брэд Питт), как говорится, «слуга царю, отец солдатам». Находясь в апреле 1945 года в Германии в составе войск союзников по антигитлеровской коалиции, он беспрекословно выполняет все приказы и при этом печется о том, чтобы ни один человек из экипажа его танка «Ярость» не пал в бою. Можно себе представить состояние Дона, когда стрелок все-таки гибнет. На освободившееся место тут же присылают штабного писаря Нормана Элиссона – сущего молокососа, который еще не держал в руках автомата и, соответственно, не умеет и не хочет убивать людей.
Как бы то ни было, мудрость и терпение сержанта перемалывают и упрямство новобранца, и циничное отношение к Норману других членов экипажа – деревенского парня Грэди (Джон Бернталл), истового христианина по прозвищу Святоша (Шайя ЛаБаф) и прожорливого мексиканца Гордо (Майкл Пенья). Товарищи становятся еще сплоченнее, когда получают ответственное задание: освободить дорогу на север и вызволить попавший в ловушку безжалостных ССовцев американский взвод.
Несмотря на свой внушительный бюджет, «Ярость» не пытается покорить зрителя эффектными трюками и суперменскими заморочками. Действие фильма компактно укладывается в 24 часа, за которые главные герои, помимо отваги, успевают проявить и трусость, и малодушие, и другие малоприглядные стороны своих характеров. Истории почти всех членов экипажа «Ярости» типичны для Второй мировой. Одни, как Норман, шли в танкисты неопытными юнцами; другие, как Дон, становились образцовыми командирами, о которых подопечные с благодарностью вспоминали и десятилетия спустя после окончания военных действий. В фильме практически нет места напускному героизму, а солдаты неоднократно повторяют, что относятся к войне, как к любимой работе.
Актеры справились со своей миссией великолепно. Брэд Питт невероятно достоверно изобразил неглупого человека, пережившего какую-то драму, о которой предпочитает молчать. Лишь полный отчаяния взгляд и эмоции, которые герой выпускает, оказавшись в одиночестве, косвенно намекают на масштабы сдерживаемой боли. Шайя ЛаБаф, как и в недавней «Опасной иллюзии», играет отчаянного философствующего идеалиста. Наконец, персонажу перспективного Логана Лермана после «Ноя» вновь приходится месить в кадре грязь и ценой неимоверных страданий мужать, обретая истинного себя.
«Ярость» упрекают в чрезмерной жестокости, но таковы уж реалии той войны. Создатели фильма старались не допускать откровенной отсебятины, постоянно консультировались с ветеранами Второй мировой. За счет этого картина стала не кратким курсом танкиста, а настоящим кладезем практической информации о военном деле (каждый пятый патрон в ленте пулемета – трассирующий, от большого количества пуль металл барабана начинает плавиться и т. д.). С таким серьезным подходом эффект присутствия достигается отнюдь не только за счет формата IMAX.
Впрочем, зловещий реализм в итоге отходит на второй план: в финале зрители не без изумления увидят глубоко верующих людей, чьи жертвы осознанны, а мотивы лишены гордыни и корысти. «Ярость» - это возможность воочию убедиться в истинности изречения «не бывает атеистов в окопах под огнем», не впадая при этом в дешевую мистическую экзальтацию.
Денис Ступников, InterMedia