«Элизиум» - «Снегири и драконы» ****
2014, «Студия Союз»
Нижегородская группа «Элизиум» существует уже лет двести (на самом деле 19), играя поп-панк или, как они сами это называют, «космос-рок». Да простят меня верные поклонники коллектива, но большую часть этих лет группа работала в стиле «ни то, ни сё»: запоминающиеся мелодии (поп) попадались у «Элизиума» слишком редко, а какие-то дикие проявления (панк) и того реже. В итоге ваш рецензент как-то перестал ждать от группы чего-то интересного и чуть не пропустил случившийся пару лет назад всплеск общественно-политической активности «Элизиума». Альбом «Зло умрёт» казался мне очередной работой «ни о чём», хотя группа постаралась зашить в него много важных месседжей. Но опять-таки - сложившаяся репутация не позволила этим мыслям прозвучать достаточно громко. Будем считать, что та пластинка была разогревом перед «Снегирями и драконами», в которой на двадцатом году существования «Элизиум» наконец прозвучал зрело, интересно, разнообразно и нескучно.
Что самое удивительное, у группы враз пошли в рост и поп, и панк. «Снегири и драконы» открываются песней «Всё и ничего...», которая стала явной мелодической вершиной в творчестве «Элизиума». Никогда не слышал у группы столь хитовых мотивов и семидесятнического обаяния и буду очень удивлён, если трек не появится на всех поп- и рок-радиостанциях. Серьёзный композиторский уровень «Элизиум» держит и в произведении «Где-то сжигают книги», только здесь есть ещё и мощный социальный текстовый посыл, донесённый с помощью Лу Геворкян из Louna: таким образом, у группы появилась сильная песня для хорового пения.
Нельзя сказать, что все остальные песни альбома тоже оказались хитами, но «Элизиум» хорошо держит баланс между развлекательностью и социальностью, порой вполне ловко смешивая эти составляющие. В треке «Как мотылёк» появляются элементы регги, а для избитой темы кратковременности жизни мотыльков группа сумела найти новые краски. Песня «Снегири и драконы» запоминается строчкой «драконы лишь плюют на законы» и сказочным сюжетом на тему угнетения. При этом в манере исполнения «Элизиума» нет излишнего драматизма, поэтому песня не воспринимается как какое-то политическое высказывание - ну разве что в конце, когда звучит рэпкоровый кусок. В «Инопланетянах» группа поёт о нападении инопланетян (на кого она намекает, можно сформулировать самостоятельно), а в «Чёрном знамени» довольно уверенно вторгается на анархистскую территорию «Монгол Шуудана».
Интересно, что когда «Элизиум» обходится без иносказаний, получается более плоско: так, песню «Свобода, равенство, братство» сложно отнести к серьёзным удачам группы, зато «Ад наш!» блещет узнаваемыми аллюзиями. Отпев про «наш сатана поднимет пекло с колен», команда как ни в чём не бывало возвращается к лирике - позитивный трек «Как кошки по крышам» тоже заслуживает горячих ротаций. Любовная тема «В красном платье» выглядит менее убедительно, чем весёленькая «Китайская», а также напрочь бездуховные «На танцы» и ска-панковская «Когда мы были младше». «100% хит» в очередной раз пародирует процесс создания хита, но нельзя сказать, что «Элизиум» что-то сильно добавил к давно раскрывшим тему «Чижу» и «Вельвету». В финале альбом закольцовывает «...всё и ничего», которую не грех послушать и второй раз, вновь подивившись огромному прогрессу группы.
Алексей Мажаев, InterMedia